Обжалование предписания комиссии по делам несовершеннолетних. Комиссия по делам несовершеннолетних: причины и последствия постановки на учет. Как обжаловать постановление КДН

Важная информация

В этой памятке приведена необходимая информация, связанная с ситуацией, когда24 родителей пытаются привлечь к административной ответственности по ст. 5.35 ч. 1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Во многих случаях этих простых знаний будет достаточно для того, чтобы защитить свою семью от разрушения и своих детей от незаконного отобрания или нежелательного вторжения чиновников в их жизнь.

Однако эта информация охватывает далеко не весь комплекс правовых знаний, необходимых для защиты собственных прав и прав своих детей в более серьезных ситуациях, которые, увы, могут возникнуть в жизни практически любой семьи.

Мы настоятельно рекомендуем каждой семье найти квалифицированного адвоката или юриста, являющегося профессионалом в защите прав семьи и родителей (к сожалению, опытных юристов, специализирующихся в этой области, не так много), и договориться с ним о возможности экстренного обращения за правовой помощью в случае необходимости.

Если у Вас есть такой специалист, с ним необходимо как можно раньше связаться в случае возникновения одной из упомянутых ниже ситуаций. Если такой возможности нет, воспринимайте предлагаемые рекомендации как памятку для экстренных случаев. Но необходимо помнить: при малейших признаках серьезной угрозы мы советуем, если это возможно, как можно быстрее привлечь для защиты Вашей семьи квалифицированного специалиста. Часто это помогает избежать многих более серьезных проблем.

Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ)

  • раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
  • предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;
  • совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств ;
  • совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка (прим.: согласно ст. 28 Гражданского кодекса РФ малолетними считаются дети до 14 лет ).

Обстоятельства, отягчающие ответственность (ст. 4.3 КоАП РФ):

  • продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
  • повторное совершение однородного административного правонарушения , если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 КоАП РФ (прим. – год со дня получения предупреждения или момента уплаты штрафа);
  • совершение административного правонарушения группой лиц;
  • совершение административного правонарушения в состоянии опьянения .

Как следует готовиться к рассмотрению дела:

  1. Изучите протокол об административном правонарушении, другую информацию о том, в чем именно Вас обвиняют.
  2. Подумайте, кто может свидетельствовать в КДН в Вашу пользу (соседи, друзья, родственники). Поговорите с ними, попросите их быть Вашими свидетелями (им это ничем не грозит). Подготовьте письменное ходатайство в КДН о том, чтобы их вызвали в качестве свидетелей.
  3. Если есть вещественные доказательства (например, характеристики на Вашего ребенка из школы, различные справки и т. п. документы) – соберите их и подготовьте письменное ходатайство в КДН о приобщении их копий к делу.
  4. Если имеются смягчающие Вашу ответственность обстоятельства (см. выше), соберите доказательства их наличия (напр. документ о признании семьи малоимущей).
  5. Обязательно ознакомьтесь с материалами дела, имеющимися в КДН. Вас никто не обязан с ними знакомить без Вашей инициативы . Потребуйте в КДН предоставить Вам такую возможность, если документы Вам не дают – подайте письменное ходатайство о предоставлении возможности ознакомиться с материалами дела, со ссылкой на ст. 24 ч. 2 Конституции РФ , ст. 25.5 ч. 1 КоАП РФ . Вы должны знать, какие доказательства против Вас имеются в КДН. Обязательно скопируйте все материалы своими техническими средствами (фотоаппарат, смартфон и т. п.).

Когда дело должно быть прекращено без привлечения родителя к ответственности?

В следующих случаях:

  • не было доказано событие административного правонарушения (ст. 24.5 ч. 1 п. 1 КоАП РФ);
  • не была доказана вина родителя (напр ст. 1.5 ч. 4 КоАП РФ);
  • человек действовал в состоянии крайней необходимости, «то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред» (ст.ст. 2.7 , 24.5 ч. 1 п. 3 КоАП РФ);
  • истек срок давности привлечения к административной ответственности (два месяца с момента выявления правонарушения) (ст. 4.5 ч. 1 , ст. 24.5 ч. 1 п. 6 КоАП РФ);

Лицо может быть освобождено от административной ответственности с объявлением устного замечания при малозначительности административного правонарушения (ст. 2.9 КоАП РФ).

Что важно знать про рассмотрение дела на заседании КДН?

  1. Дело должны рассматривать в Вашем присутствии. Без Вас дело могут рассматривать только если Вас своевременно уведомили, а Вы не явились (ст. 25.1 ч. 2 КоАП РФ). В ином случае рассмотрение будет незаконным, и его можно отменить через суд или прокуратуру. Если КДН уведомляла Вас, у нее должны быть доказательства этого.
  2. Вы вправе записывать рассмотрение дела на диктофон (или мобильный телефон) (ст. 24.3 ч. 3 КоАП РФ). Обязательно сделайте это. Не удаляйте запись с исходного носителя, она может пригодиться Вам при обжаловании постановления КДН.
  3. Право принимать решение имеют только члены КДН, а не посторонние люди (которые могут присутствовать на открытом рассмотрении дела). Попросите в начале заседания объяснить Вам, кто из присутствующих является членом КДН, назвать их фамилии, имена и должности. Запишите эти данные.
  4. Заседание КДН правомочно только если в нем участвует более половины членов КДН (п. 15 «Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав» (утверждено Постановлением Правительства РФ от 06.11.2013 № 995 , см. также региональные нормативные акты о КДНиЗП; в Москве, к примеру, ст. 12 п. 1 Закона г. Москвы «Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав»).
  5. Комиссия обязана протоколировать рассмотрение дела (ст. 29.8 ч. 1 КоАП РФ). Если протокола нет – это существенное процессуальное правонарушение. Протокол относится к материалам дела, Вы вправе знакомиться с ним (сделайте это), снимать с него копию своими техническими средствами.
  6. Если кто-то из членов КДН имеет личные неприязненные отношения к Вам, Вы вправе указать на это и заявить ему отвод (ст. 29.2 ч. 2 КоАП РФ). Отвод могут не удовлетворить, но отвод и решение по нему должны быть зафиксированы в протоколе рассмотрения дела.
  7. КДН обязана (по порядку) до рассмотрения дела по существу: (а) объявить, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто привлекается к ответственности, (б) проверить полномочия Вашего защитника (если он есть), (в) разъяснить Вам Ваши права и обязанности , (г) принять и рассмотреть поданные Вами ходатайства и отводы (ст. 29.7 ч. 1 КоАП РФ). Если Ваши права не разъяснили, Ваши ходатайства и отводы не приняли или не рассмотрели – это существенное нарушение. Постановление, вынесенное с такими нарушениями, можно будет обжаловать в суд или обратиться по его поводу в прокуратуру, и оно, скорее всего, будет отменено.
  8. При рассмотрении дела должно быть доказано, что имело место событие административного правонарушения, и что Вы были в этом виновны. КДН не имеет права вести себя так, как если бы Ваша вина уже была доказана. Вы вправе оспаривать представленные доказательства и представлять свои.
  9. Назначая человеку административное наказание, КДН обязана учитывать «характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность» (ст. 4.1 ч. 2 КоАП РФ). Если что-то из этого не было учтено должным образом, постановление будет незаконным и, при обжаловании в суд, с определенной вероятностью, будет отменено.
  10. По результатам рассмотрения дела выносится постановление – либо о назначении административного наказания, либо о прекращении производства по делу.
  11. Срок давности по правонарушению – два месяца с момента его выявления. После этого вынести решение о Вашем наказании уже нельзя (ст. 4.5 ч. 1 КоАП РФ).
  12. В постановлении по делу должны обязательно содержаться: наименование и состав КДН, дата и место рассмотрения дела, обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу , срок и порядок обжалования постановления (ст. 29.10 ч. 1 КоАП РФ). Если этих сведений нет, постановление будет незаконным, и при обжаловании суд, скорее всего, отменит его.
  13. Ст. 5.35 КоАП РФ является «бланкетной» (т. е. ссылается на другие законы и не описывает конкретный состав правонарушения). Требуйте, чтобы Вам четко указали, какие именно обязанности, перечисленные в статье, Вы не исполнили или исполнили плохо, какими законами или нормативными актами такая конкретная обязанность предусмотрена, каковы критерии и доказательства плохого исполнения Вами обязанности.
  14. До рассмотрения дела ознакомьтесь со всеми материалами дела, сделайте копии.
  15. Когда рассмотрение дела заканчивают, потребуйте познакомить Вас с протоколом рассмотрения дела. В случае, если там не отражены Ваши объяснения, потребуйте внести их в него.
  16. Копию постановления должны (ст. 29.11 ч. 2 КоАП РФ) выдать Вам под расписку (проверьте, чтобы была указана дата получения!) или прислать по почте заказным письмом (зафиксируйте дату получения, сделав копию заполненного извещения и распечатку с сайта «Почты России»!), отправив его Вам в течение трех дней после вынесения постановления.
  17. После рассмотрения дела потребуйте предоставить Вам возможность ознакомиться со всеми материалами, приобщенными к делу в ходе рассмотрения. Скопируйте их (напр. сфотографируйте).

Обжалование постановления по делу об административном правонарушении в суд

Помните, постановление КДН по делу об административном правонарушении обжалуется только в суд. В постановлениях часто пишут, что его можно обжаловать прокурору или в вышестоящую КДН. Это неверная информация (ст. 30.1 ч. 1 п. 2 КоАП РФ).

Если в отношении Вас было вынесено неправильное решение, при рассмотрении дела были существенно нарушены Ваши права – необходимо обжаловать постановление КДН до того, как оно вступит в законную силу. Это делается в течение десяти суток с момента получения копии постановления под расписку или на почте (ст. 30.3 ч. 1 КоАП РФ).

Не следует бояться подавать жалобу на постановление КДН в суд. Суд не может ухудшить Ваше положение. Он может или подтвердить постановление, или отменить его, или уменьшить назначенное наказание. Увеличить наказание закон не позволяет (ст. 30.7 ч. 1 КоАП РФ). Пошлиной жалоба на постановление КДН не облагается (ст.30.2 ч. 5 КоАП РФ).

Жалобу можно подать в районный суд по месту жительства (нахождения КДН). Можно подать ее и через саму КДН, но это менее осмысленно (ст. 30.2, части 1 и 3 КоАП РФ). Если подана жалоба, постановление не вступает в законную силу до решения суда по жалобе (ст. 31.1 КоАП РФ). Суд рассматривает жалобу в двухмесячный срок (ст. 30.5 ч. 1.1 КоАП РФ).

В жалобе надо ясно, конкретно и по порядку изложить, какие конкретные Ваши права были нарушены при рассмотрении дела (нарушения при составлении протокола, нарушения при рассмотрении дела (например, не велся протокол рассмотрения дела), не учтены представленные доказательства, не учтены смягчающие обстоятельства и т. п.). К жалобе надо приложить копию постановления по делу, копию протокола об административном правонарушении.

Важно знать, что суд будет не просто рассматривать допущенные нарушения, но и снова рассматривать материалы дела в полном объеме (ст. 30.6 ч. 3 КоАП РФ). Вы будете иметь все те же права, что и в КДН, включая право пользоваться помощью защитника, представлять доказательства (в т.ч. и новые, не представленные в КДН).

Если Вы по уважительной причине пропустили десятидневный срок обжалования, (например, болели и имеете справку, либо болезнь может быть подтверждена свидетелями), то суд может восстановить пропущенный Вами срок обжалования (ст. 30.3. ч. 2 КоАП РФ). Подается одновременно жалоба на постановление КДН и ходатайство о восстановлении пропущенного срока.

«Обжалование» постановления КДН в прокуратуру

Хотя прокурор не имеет права отменить постановление КДН, он может обратиться в суд с протестом на не вступившее в законную силу постановление (ст. 30.10 КоАП РФ). В суде протест прокурора может стать веским аргументом в Вашу пользу. Но для этого, конечно, он должен об этом узнать и успеть быстро отреагировать. Для этого нужно написать заявление в прокуратуру, изложив в нем те же обстоятельства, что и в жалобе, подаваемой в суд. В заявлении ссылайтесь на ст. 30.10 КоАП РФ , которая дает прокурору право на протест. С этим заявлением стоит быстро прийти на прием к прокурору .

Если постановление КДН вступило в законную силу…

… то его все равно можно обжаловать в суд или попытаться добиться протеста прокурора. В этом случае, правда, Вы должны будете все равно исполнять постановление (платить штраф). Но Вы имеете право подать жалобу на постановление в вышестоящий суд (верховные суды республики, краевые, областные суды, суды городов Москвы и Санкт-Петербурга), а прокурор может принести туда протест (ст. 30.13 КоАП РФ). В случае, если постановление опротестовано прокурором, его исполнение приостанавливается (ст. 31.6 ч. 1 КоАП РФ). Суд, рассматривающий жалобу или протест, может отменить постановление. Как подается жалоба на вступившее в силу постановление об административном правонарушении, описано в ст. ст. 30.12-30.19 КоАП РФ.

Если в отношении Вас вынесено постановление и на Вас наложен штраф:

  1. Административный штраф уплачивается в течение 60 дней со дня вступления постановления КДН в законную силу (ст. 32.2 ч. 1 КоАП РФ).
  2. Если у Вас нет денег, затруднительное материальное положение – напишите мотивированное ходатайство в КДН с просьбой отложить уплату штрафа. КДН может отложить его на срок до трех месяцев (ст. 31.5 ч. 2 КоАП РФ).
  3. Если Вы не уплатили штраф в положенный срок – это административное правонарушение. За него на Вас могут наложить дополнительный штраф (в двойном размере – но не менее тысячи рублей), административный арест на срок до 15 суток или обязательные работы на срок до пятидесяти часов (ст. 20.25 КоАП РФ).

ПРИЛОЖЕНИЕ – ПРИМЕРНЫЕ ОБРАЗЦЫ ДОКУМЕНТОВ

1. Ходатайство об ознакомлении с материалами дела

От: Фамилия, имя, отчество
Адрес:
Тел.:

ЗАЯВЛЕНИЕ (ХОДАТАЙСТВО)
об ознакомлении с материалами дела

В соответствии со ст. 24 ч. 2 Конституции РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. В соответствии со ст. 25.1 ч. 1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела.

В связи с вышеизложенным, на основании ст. 23 ч. 4 Конституции РФ, ст. 25.1 ч. 1 КоАП РФ,

Предоставить мне возможность ознакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, рассматриваемого в моем отношении, снять копии материалов дела с помощью собственных технических средств.

Дата: __.__.______

2. Ходатайство об ознакомлении с материалами и отложении рассмотрения дела

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав
____________________________ г. Москвы

От: Фамилия, имя, отчество
Адрес:
Тел.:


правонарушении.

ЗАЯВЛЕНИЕ (ХОДАТАЙСТВО)
об ознакомлении с материалами дела и отложении рассмотрения дела

Я узнала, что в отношении меня Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав __________________________________ рассматривается дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.35 ч. 1 КоАП РФ.

На основании ст. ст. 24 ч. 2 и 48 Конституции РФ, ст. 25.1 ч. 1 КоАП РФ,

  1. временно отложить рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении меня по существу, в связи с реализацией
    моего права воспользоваться юридической помощью защитника, закрепленного ст. 48 Конституции РФ и ст. 25.1 ч. 1 КоАП РФ.
  2. временно отложить рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении меня, в связи с реализацией моего права на ознакомление с материалами дела, следующего из ст. 24 ч. 2 Конституции РФ и закрепленного в ст. 25.1 ч. 1 КоАП РФ.
  3. предоставить мне, в соответствии со ст. 25.1 ч. 1 КоАП РФ, возможность ознакомиться с материалами дела об административном правонарушении, имеющимися в деле доказательствами, документами и материалами, снять копии материалов дела с помощью собственных технических средств.

Дата: __.__.______

Подпись: _______________________________ (____________________)

3. Ходатайство об отложении рассмотрения дела

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав
____________________________ г. Москвы

От: Фамилия, имя, отчество
Адрес:
Тел.:
Процессуальный статус: Лицо, в отношении которого
ведется производство по делу об административном
правонарушении.

ХОДАТАЙСТВО
об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении

Я узнала, что в отношении меня Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав __________________________________ рассматривается дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.35 ч. 1 КоАП РФ.

На основании ст 48 Конституции РФ, ст. 25.1 ч. 1 КоАП РФ,

временно отложить рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении меня по существу, в связи с реализацией моего права воспользоваться юридической помощью защитника, закрепленного ст. 48 Конституции РФ и ст. 25.1 ч. 1 КоАП РФ.

Дата: __.__.______

Подпись: _______________________________ (____________________)

4. Ходатайство о вызове свидетелей

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав
____________________________ г. Москвы

От: Фамилия, имя, отчество
Адрес:
Тел.:
Процессуальный статус: Лицо, в отношении которого
ведется производство по делу об административном
правонарушении.

ХОДАТАЙСТВО
о вызове свидетелей

В соответствии со ст. ст. 25.1 ч. 1, 25.6 ч. 1 КоАП РФ, прошу вызвать для дачи показаний в качестве свидетелей по рассматриваемому в отношении меня делу об административном правонарушении по ст. 5.35 ч. 1 КоАП РФ следующих лиц, которым известна наша семейная ситуация и которые могут засвидетельствовать мою невиновность в совершении данного правонарушения:

  1. Фамилия имя отчество, адрес: _______
  2. Фамилия имя отчество, адрес: _______

Дата: __.__.___________

5. Ходатайство о приобщении к делу доказательств

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав
____________________________ г. Москвы

От: Фамилия, имя, отчество
Адрес:
Тел.:
Процессуальный статус: Лицо, в отношении которого
ведется производство по делу об административном
правонарушении.

ХОДАТАЙСТВО
о приобщении к делу доказательств

В соответствии со ст. ст. 25.1 ч. 1, 26.2 КоАП РФ, прошу приобщить к делу следующие доказательства:

  • мои письменные объяснения по делу (ст. 26.3 КоАП РФ);
  • письменные показания потерпевшего/свидетелей по делу (ст. 26.3 КоАП РФ);
  • перечисленные в приложении документы, имеющие отношение к делу и значение для производства по делу (ст. 26.7 КоАП РФ).

ПЕРЕЧЕНЬ ПРИЛАГАЕМЫХ ДОКУМЕНТОВ И ДОКАЗАТЕЛЬСТВ:

  1. _______________
  2. _______________
  3. _______________

Дата: __.__.___________

Подпись: _______________________(____________________)

6. Приблизительный текст заявления прокурору или жалобы в суд на вынесенное постановление

ВАРИАНТ «ШАПКИ» ДЛЯ СУДА

В _____________________районный суд

От:
Проживающей по адресу:
Телефон:



ЖАЛОБА
на постановление по делу об административном правонарушении

ВАРИАНТ «ШАПКИ» ДЛЯ ПРОКУРАТУРЫ

В _______________районную прокуратуру

От:
Проживающей по адресу:
Телефон:

Процессуальное положение: Лицо, в отношении которого
ведется производство (вынесено вступившее в силу постановление)
по делу об административном правонарушении

ЗАЯВЛЕНИЕ
в связи с постановлением по делу об административном правонарушении

ОБЩАЯ ЧАСТЬ ТЕКСТА

Г. Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав района ________г. Москвы (далее «КДН и ЗП») было рассмотрено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.35 КоАП РФ в отношении меня, ________________________ __.__.____ г.р. По результатам рассмотрения дела было вынесено «Постановление о назначении административного наказания по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении» от __.__._____ № __, в соответствии с которым ко мне было применено административное наказание в виде штрафа.

Указанное постановление я обжалую и прошу отменить по следующим основаниям:

1. Протокол об административном правонарушении был составлен с существенными нарушениями процессуальных норм

В качестве одного из доказательств при рассмотрении дела об административном правонарушении был использован протокол об административном правонарушении № __________от __.__._____ г. (имеется в материалах дела об административном правонарушении), составленный инспектором ПДН ОВД по р-ну ___________________(Ф.И.О). В соответствии со ст. 28.2 ч. 2 КоАП РФ, в протоколе об административном правонарушении указываются, в частности, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, событие административного правонарушения, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело. Указание перечисленных данных прямо требуется ст. 28.2 ч. 2 КоАП РФ.

В соответствии с п. 4 Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 (ред. от 10.06.2010) № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях», при рассмотрении дела об административном правонарушении необходимо «установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола». Тот же пункт указанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ указывает, что отсутствие в протоколе об административном правонарушении данных, прямо перечисленных в ст. 28.2 ч. 2 КоАП РФ является существенным недостатком протокола.

Однако, в протоколе № _____________________ отсутствует описание конкретного события административного правонарушения. Вместо этого указано, что «гр. _________________. … ненадлежащим образом занимается воспитанием, содержанием, обучением, защитой законных прав и интересов малолетнего сына», что является не описанием события административного правонарушения, а его квалификацией, повторяющей формулировку ст. 5.35 КоАП РФ. При этом в протоколе не указано, в чем конкретно состояло событие административного правонарушения, т. е. какие именно мои действия (бездействие) могут рассматриваться как ненадлежащее исполнение обязанностей, соответственно, по воспитанию, содержанию, обучению, защите прав и интересов моего сына. Сведения о потерпевшем и свидетелях в протоколе отсутствуют, указания на какие-либо приложения к протоколу отсутствуют. Объяснения, данные мной, в протокол, вопреки требованию ст. 28.2 ч. 2 КоАП РФ, не включены, в списке приложений к протоколу они отсутствуют.

Все это в совокупности ставит вопрос о том, на каких конкретных основаниях был составлен протокол об административном правонарушении, каким образом было установлено при составлении протокола событие административного правонарушения, и в чем конкретно оно состояло.

Указанные недостатки протокола об административном правонарушении являются, в соответствии с п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5, существенными. Протокол, составленный с такими недостатками, должен считаться не соответствующим требованиям закона, а следовательно не может служить как основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, так и доказательством при рассмотрении дела, что, однако, не было учтено при рассмотрении дела КДН и ЗП.

2. При рассмотрении дела об административном правонарушении были допущены существенные процессуальные нарушения, которые повлекли за собой нарушение моего права на защиту.

В соответствии со ст. 29.7 ч. 1 п. 5 КоАП РФ, при рассмотрении дела об административном правонарушении лицам, участвующим в рассмотрении дела, разъясняются их права и обязанности. Однако мне во время заседания КДН и ЗП мои права, предусмотренные КоАП РФ, не разъяснялись, о возможности воспользоваться помощью защитника я не уведомлялась, право заявлять ходатайства о приобщении к делу доказательств и вызове свидетелей мне разъяснено не было. Поскольку я сама не обладаю необходимыми правовыми знаниями, нуждалась в квалифицированной юридической помощи, отсутствие объяснения мне этих прав, возможности отложить слушание дела для того, чтобы я могла воспользоваться помощью защитника, нарушило мое право на защиту, предусмотренное ст. 25.1 ч. 1 КоАП РФ, право на квалифицированную юридическую помощь, предусмотренное ст. 48 ч. 1 Конституции РФ. Если бы я знала о возможности ходатайствовать о привлечении свидетелей, я могла бы представить свидетелей в свою защиту, показания которых могли повлиять на исход дела.

В соответствии со ст. 29.8 ч. 1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении коллегиальным органом составляется протокол о рассмотрении дела, в котором указываются, в частности, объяснения, показания и заключения лиц, участвующих в рассмотрении дела, документы, исследованные при рассмотрении дела (ст. 29.8 ч. 2 КоАП РФ). Однако протокол о рассмотрении дела КДН и ЗП не велся, при ознакомлении с материалами дела протокол о рассмотрении дела мне предоставлен не был.

В соответствии со ст. ст. 26.1, 26.2 ч. 1 КоАП РФ, при рассмотрении дела об административном правонарушении подлежит установлению наличие или отсутствие события административного правонарушения. Однако в постановлении по делу об административном правонарушении отсутствуют указания на то, какие именно мои действия (бездействие) должны рассматриваться как событие административного правонарушения. Административным правонарушением, предусмотренным ст. 5.35 КоАП РФ, является «неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних». Обязанности по воспитанию, обучению и содержанию своего ребенка я исполняю, что видно из материалов дела. Мой ребенок нормально учится в школе, не имеет конфликтов с законом и, таким образом, я осуществляю надлежащий контроль над его поведением. В постановлении по делу не указано, какие конкретные права и законные интересы моего ребенка, предусмотренные действующим законодательством, были нарушены моими действиями или бездействием.

Таким образом, мне представляется, что не было уделено достаточное внимание выяснению события административного правонарушения, наличия или отсутствия в моих действиях или бездействии конкретного состава административного правонарушения.

3. Рассматривающий дело об административном правонарушении орган не учел важные обстоятельства дела, подлежащие рассмотрению.

В соответствии со ст. 26.1 п.п. 3,4 и 6 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении подлежат выяснению виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства смягчающие административную ответственность.

Рассматривая дело об административном правонарушении, КДН и ЗП не выясняла степень моей виновности в административном правонарушении. Поскольку не было конкретизировано, какие именно мои действия или бездействие могли являться событием административного правонарушения, не было выяснено также и то, могла ли или должна ли была я предвидеть наступление их вредных последствий (ст. 2.2 КоАП) РФ.

В соответствии со ст. 4.1 ч. 2 КоАП РФ, при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность.

КДН и ЗП не были учтены и отражены в постановлении по делу смягчающие обстоятельства:

а) Тот факт, что сложившаяся ситуация имела место при стечении тяжелых жизненных личных и семейных обстоятельств (ст. 4.2 ч. 1 п. 3 КоАП РФ), т. е. в ситуации, когда я, малоимущая одинокая мать (имеется решение о признании нас с детьми малоимущими Управления социальной защиты района ______________ г. Москвы от __.__.___);

б) Тот факт, что я имею двух малолетних детей (ст. 4.2 ч. 1 п. 5 КоАП РФ, ст. 28 ГК РФ).

Я также считаю, что КДН и ЗП не был учтен тот факт, что, с учетом имеющихся обстоятельств, трудной жизненной ситуации, в которой я нахожусь, рассмотренные на КДН события не могут считаться значительным правонарушением с моей стороны. Между тем, в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения орган, рассматривающий дело об административном правонарушении, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Указанная возможность не рассматривалась КДН и ЗП, не была ею учтена.

ВАРИАНТ ЗАВЕРШЕНИЯ ДЛЯ СУДА

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 30.1, 30.7 КоАП РФ,

ПРОШУ СУД:

отменить «Постановление о назначении административного наказания по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении» от __.__._____ № ____ Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав района _______ г. Москвы

ВАРИАНТ ЗАВЕРШЕНИЯ ДЛЯ ПРОКУРАТУРЫ

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 30.10 КоАП РФ,

опротестовать в установленном порядке «Постановление о назначении административного наказания по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении» от __.__._____ № ____ Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав района _______ г. Москвы

ПРИЛОЖЕНИЯ (документы, приложенные в копиях, будут представлены в подлиннике в судебном заседании):

  1. Копия Постановления о назначении административного наказания по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении от __.__.____ № __
  2. Копия Решения о признании малоимущими Управления социальной защиты населения района _______ г. Москвы от __.__.____ № __

Авторские права на представленные на сайте инструкции и другие оригинальные материалы принадлежат Межрегиональной общественной организации «За права семьи» и CitizenGO. Вы имеете право распечатать эти материалы для личного пользования. Копирование иными способами и републикация материалов на других сайтах запрещается

На комиссию по делам несовершеннолетних могут вызвать по двум причинам – или ваш ребенок где-то попался за нарушением закона, или же к вам, как к родителям, есть претензии. В своей статье я хочу поговорить о втором случае, т.е. когда решается вопрос о том, насколько хорошо родители выполняют свои родительские обязанности.

Содержание:

Почему я пишу «защитить своих детей»? Просто потому, что родители, которым их дети безразличны, читать эту статью не будут. А раз вам не безразличны ваши дети, то им лучше в родной семье, чем идти по длинному пути своего детства из рук в руки, из приюта в приюта.

Могут ли привлечь по ст. 5.35 военнослужащих?

Статья 2.5 «Административная ответственность военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания» гласит, что указанные лица могут быть привлечены по ст. 5.35, 6.10, 20.20 и 20.22 только к дисциплинарной ответственности.

Причины для вызова на КДН.

Комиссия по делам несовершеннолетних рассматривает дела об административных правонарушениях:

Статья 5.35 КоАП РФ. Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних (штраф от 100 до 500 руб). Часто в народе ее называют просто «неисполнение родительских обязанностей». Сюда же относится рассмотрение дел о нарушении Закона РК-63 о безнадзорности, точнее местных законов, которые были разработаны для профилактики безнадзорности. В частности, запрещено нахождение несовершеннолетних на улице ночью (в большинстве регионов, несовершеннолетних в возрасте от 7 до 14 лет – с 21 часа до 6 часов; несовершеннолетних в возрасте от 14 лет до достижения совершеннолетия – с 22 часов до 6 часов.).

Статья 6.10 ч. 3 КоАП РФ. Вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и напитков , изготавливаемых на его основе, спиртных напитков и одурманивающих веществ.

Статья 20.20 КоАП РФ. Потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах

Статья 20.22 КоАП РФ Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних (до 16 лет) , а равно, распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах.

Читайте также:

Как вести себя при составлении Протокола?

Большая часть дел об административном правонарушении начинается с Протокола. В протоколе вам надо будет расписаться в нескольких местах:

  • о том, что вам разъяснены ваши права. Очень желательно, чтобы данное разъяснение было запечатлено на диктофон в телефоне или на диктофон. Если какое-то из прав вам не понятно, то смело просите уточнить его и объяснить понятнее. (ст. 28.2 ч 3 КоАП РФ)
  • о том, что вы получили копию Протокола. Копию возьмите обязательно! Проверьте, чтобы дата стояла правильная. Копия вам будет нужна для того, чтобы разработать схему защиты себя, чтобы проверить правильность составления Протокола. Часто бывают случаи, когда Протокол дописывается и шлифуется уже впоследствии. (ст. 28.2 ч 6 КоАП РФ)
  • и под самим Протоколом. Если вы не согласны с написанным в Протоколе, так и напишите чуть выше своей подписи: «с содержанием протокола не согласна»

Вы не обязаны давать разъяснения по делу в момент составления протокола. Время от составления протокола до рассмотрения дела используйте для того, чтобы ознакомится с законодательной практикой по вашему делу, найти защитника, отработать тактику защиты.

Как вести себя на комиссии по делам несовершеннолетних.

Очень важно знать, что все, что происходит на КДН можно записывать на диктофон, либо телефон с аудиозаписью (ст. 24.3 ч 3 КоАП РФ), можно привести с собой защитника с юридическим образованием или без (ст. 25.1 ч 1 КоАП РФ), и все документы и справки, предоставляемые для своей защиты, обязательно ксерокопируйте, не стесняйтесь требовать расписаться на ваших экземплярах своих заявлений, отводов !

Вы можете писать письменное ходатайство в КДНиЗП с просьбой допросить свидетеля или принять к рассмотрению доказательства.

Если среди членов комиссии есть лицо, которое относится к вам предвзято, то вы имеете право письменно заявить отвод – т.е. письменно попросить, чтобы данное лицо удалили из состава комиссии.

Вы имеете полное право не свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников (ст. 51 ч. 1 Конституции РФ). Вы не обязаны ни в чем признаваться. В России в административном праве действует Презумпция невиновности (ст. 1.5 КоАП РФ), а потому, это их задача доказывать вашу виновность. Вы можете лишь защищать себя, предоставлять доказательства своей невиновности. Помните, все, что вы скажете может быть использовано против вас, поэтому говорите только по существу, раскрывая как можно информации, о которой не спрашивают.

Помните, что доказательства, добытые с нарушением закона не могут учитываться (ст. 26.2 ч. 3 КоАП РФ), поэтому внимательно анализируйте все используемые против вас доказательства.

Помните, что существует такая статья, как ст. 2.7 КоАП РФ Крайняя необходимость . В ней говорится о том, что если потенциальная угроза опаснее, чем действия, которые вы применили для их предотвращения, то это не является административным правонарушением. Эта статья сможет вас защитить, если вдруг вас обвинят в том, что вы лишили ребенка компьютера или телевизора, отшлепали ребенка за то, что он чуть не разнес магазин и т.п.

Срок давности по административному правонарушению – 2 месяца . И позже этого срока привлечь вас к ответственности не имеют права (ст. 4.5 ч. 1 КоАП РФ).

Также следует знать, что законодательством не предусмотрена ответственность за бардак, грязь и запах в доме. Именно об этом пишут во всех актах осмотра жилища тех семей, против которых решили действовать представители «защитников» детей. Если вас в чем-то обвиняют, то обязаны указать ссылки на конкретные статьи закона, нормативные документы, которые вы нарушили. Формулировка, что вас обвиняют по ст. 5.35 КоАП РФ не достаточна, т.к. эта статья ссылается на ряд других статей семейного кодекса :

  • Ст. 80 СК РФ. Если вы не обеспечиваете содержание своих детей. Тем не менее, если ситуация нехватки денег вызвана уважительными причинами, то наказывать вас не имеют права. Например, если вас уволили, но вы ищете новое место работы, если имеются проблемы со здоровьем.
  • Ст. 63 СК РФ. Если родители не воспитывают и не обеспечивают получение образования своих детей. Очень любят придираться к семьям, в которых дети на семейном образовании – это незаконно, т.к. это законом установленная форма получения образования. Главное, не забудьте в срок сообщить о выбранной вами форме образования органы управления образованием.
  • Могут обвинять вас, что вы не обеспечиваете ребенка необходимым медицинским обслуживанием. Но, например, отказ от прививок и ряда медицинских вмешательств (не забудьте, что отказ должен быть письменно оформлен и аргументирован) – это право ваше, закрепленное законодательством. И всегда помните, что в некоторых случаях отказ от медицинского вмешательства может стать причиной смерти или инвалидности ребенка (впрочем, как и согласие). Подумайте, сможете ли вы смирится, если с вашим ребенком случится что-то плохое из-за вашего отказа (например, если вы отказались от переливания крови).
  • Кроме того, есть ряд статей о нарушениях несовершеннолетних, по которым привлекают и родителей по ст. 5.35 КоАП РФ. Например, в Крыму нельзя детям до 7 лет находится в общественных местах без родителей или родственников, нельзя несовершеннолетним находится на улице в комендантский час ночью (Закон РК № 63).

Кроме обвинительного приговора, законом предусмотрено и помилование в виде ст. 2.9 КоАП РФ Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения. В таком случае в постановлении делается запись «Освободить …..(Фамилия, Имя, Отчество) от ответственности в связи с малозначительностью правонарушения (ч.1 ст. 29.9.)».

Обжалование постановления КДН.

После вынесения обвинительного протокола, у вас будет 10 дней до того, как оно вступит в силу, для того, чтобы его обжаловать в суде . Исключение – уважительная причина, по которой вы не могли сделать этого раньше – например, болезнь, подтвержденная документально. Пошлиной такое обжалование не облагается, затраты могут возникнуть только на услуги адвоката. Суд не может принять решение хуже того, что было, а вот оправдать вас может. И такие случаи происходят. Так что рискнуть стоит.

Одновременно с иском в суд можно подать заявление в Прокуратуру с указанием, какие нарушения были допущены (с ссылками на статьи) и со ссылкой на ст. 30.10 КоАП РФ, которая гласит, что у прокурора есть право заявить протест на Постановление КДН, если в ходе дела были допущены некие нарушения.

Если же вы все-таки пропустили срок обжалования, то вам придется исполнить предписание КДН, оплатить штраф, но вы можете обжаловать постановление «в порядке надзора». Только суд теперь уже будет не местный, а надзорной инстанции (Верховный Суд Республики Крым).

Помните, что если дело дойдет до изъятия вашего ребенка органами опеки, то первым делом необходимо попасть на прием или написать письмо Уполномоченному по делам детей (детскому омбудсмену). В Крыму эту должность занимает Ирина Клюева. Подробную информацию смотрите на сайте Уполномомченного по ссылке . Почтовый адрес и прочие контактные данные по ссылке . Помните, что все важные письма должны тправляться с уведомлением о получении! Уведомление сохраняйте.

Очень подроно разъясняются многие вопросы по рассмотрению дел на КДН на сайте комиссии по делам несовершеннолетних Костромской области http://kdn.adm44.ru/faq/index.aspx .

Видео о том, как одной маме удалось отстоять и вернуть своего ребенка несмотря на жесткое сопротивление со стороны приюта.

Гражданское

Суть спора: 3.016 - Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)... -> прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления)


Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Осинский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Силяво Ж.Р., при секретаре судебного заседания Хатагаровой Е.И.,

с участием административного истца Шарагуловой Е. П., действующей в интересах несовершеннолетнего сына ФИО2, года рождения, ее представителя адвоката Макаровой Е.П., представившей удостоверение №.... и ордер №.... от,

представителей административного ответчика - Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Осинского муниципального района Балдыханова В.Н. и Холодковой Н.В., действующих на основании доверенностей,

заинтересованного лица ФИО12,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-57/2017 по административному исковому заявлению Шарагуловой Е. П., в защиту несовершеннолетнего ФИО2, ... рождения, к Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Осинского муниципального района об отмене постановления №.... от о постановке несовершеннолетнего, находящегося в социально-опасном положении на учет в банк данных Иркутской области о семьях и о несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении,

У С Т А Н О В И Л:

Шарагулова Е. П., законный представитель несовершеннолетнего ФИО2, обратилась в Осинский районный суд с административным исковым заявлением к административному ответчику Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации МО «Осинский район» об отмене постановления Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Осинского муниципального района об отмене постановления №.... от о постановке семьи и (или) несовершеннолетнего, находящегося в социально-опасном положении, на учет в Банк данных Иркутской области о семьях и о несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, указав следующее:

Постановлением КДН и ЗП администрации МО «Осинский район» №.... от её несовершеннолетний сын ФИО2, года рождения, поставлен на учет в Банк данных о семьях и о несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении. Считает данное постановление незаконным и необоснованным по следующим основаниям.

Так, как указывает административный истец, между сыном административного истца, ФИО2, и ФИО5 произошла обоюдная драка. В возбуждении уголовного дела в отношении сына административного истца по ст.ст. , было отказано за отсутствием составов преступлений, что является реабилитирующим основанием (п.2 ч.1 ст.).

Согласно постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от, вынесенного ст. инспектором ГДН ОУУП и ПДН отдела полиции (дислокация п.Оса) МО МВД России «Боханский» ФИО6 не установлено, что действия ее сына ФИО2 носили умышленный характер. Из объяснений ее сына следует, что на уроке физкультуры между ним и ФИО7 возник конфликт, переросший в последствии в обоюдную драку. При этом первым удар именно в лицо нанес ФИО7, ее сын не хотел с ним драться. Данные обстоятельства подтверждаются пояснениями ребят, непосредственно находившихся в момент ссоры в раздевалке школы.

Административный истец указывает, что с 2001 года и по настоящее время ни её сын, ни их семья в поле зрения правоохранительных органов не попадали, на административных комиссиях не разбирались, сын характеризуется положительно как со стороны учителей, так и одноклассников, друзей. Административный истец указывает, что её сын доброжелательный, вежливый ребенок, готов всегда прийти на помощь. Указанный выше случай произошел впервые. В связи с чем, считает, что её несовершеннолетний сын был поставлен на учет как находящийся в социально опасном положении, незаконно.

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Шарагуловой Е. П., в защиту несовершеннолетнего ФИО2, ..., удовлетворить.

Отменить постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Осинского муниципального района №.... от о постановке несовершеннолетнего ФИО2, года рождения, на учет в Банк данных Иркутской области о семьях и о несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.

Возложить на Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Осинского муниципального района обязанность исключить несовершеннолетнего ФИО2, года рождения, из Банка данных Иркутской области о семьях и о несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Иркутского областного суда через Осинский районный суд Иркутский области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда первой инстанции, принятое по данному делу, также может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу при условии, что были исчерпаны иные установленные настоящим Кодексом способы обжалования судебного акта до дня вступления его в законную силу.

Судья Осинского районного суда Ж.Р. Силяво

Суд:

Осинский районный суд (Иркутская область)

Судьи дела:

Силяво Жанна Рафаиловна (судья)

Судебная практика по:

Побои

Судебная практика по применению нормы ст. 116 УК РФ

» апелляционная жалоба на постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

КОМИССИЯ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ АДМИНИСТРАЦИИ СЕВЕРНОГО ОКРУГА г. ОРЕНБУРГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № по делу об административном правонарушении

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав в составе: Председательствующий: Т.Ю. Климантова Секретарь: В.Н. Салдина

Члены комиссии: Баленко Н.С., Баканач О.В., Бережная Л.Ю., Долгополова Н.В., Авдеев А.А., Ураева Н.В., Мерзликина Ю.И., Панченко О.П., Седова Г.В. с участием старшего помощника прокурора в присутствии законных представителей: Рассмотрев материал об административном правонарушении

УСТАНОВИЛА:

Ф.И.О.: Крюкова Екатерина Александровна Дата рождения: <**>

Место рождения:

Адрес проживания: г. Оренбург, ул. <**>Место работы (учебы): МОБУ СОШ №<**>, учитель Обстоятельства, установленные при рассмотрении дела:

гр. Крюкова Е.А., 01.01.2014г., нарушила порядок общения н/л детей Крюкова В.В. и Крюковой У.В. с отцом гр. Крюковым В.И., установленный решением Дзержинским районным судом г. Оренбурга, от 30.10.2013г., гр. Крюкова Е.А. отсутствовала дома в 18.30ч. с детьми чем ненадлежащим образом исполнила родительские обязанности по воспитанию детей.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, в соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ, признано: не установлено;

Обстоятельством, отягчающим административную ответственность, в соответствии со ст. 4.3 КоАП РФ, признано: не установлено

_______________________________________

РЕШЕНИЕ
Дзержинский районный суд г. Оренбурга

В составе председательствующего судьи Хлыниной Е.В.,

при секретаре Сазоновой А.А.,

с участием

представителя заявителя Ибрагимовой О.В.

представителя КДН администрации Северного округа г. Оренбурга Мерзликиной Ю.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Крюковой Екатерины Александровны на постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации Северного округа г. Оренбурга от 22.01.2014 года по делу об административном правонарушении по ст.5.35 ч. 2 КоАП РФ в отношении Крюковой Екатерины Александровны,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации Северного округа г. Оренбурга от 22.01.2014 года Крюкова Е.А. была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.5.35 ч. 2 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 2000руб.

Согласно указанного постановления правонарушение было совершено Крюковой Е.А. при следующих обстоятельствах: 01.01.2014 года Крюкова Е.А. нарушила порядок общения н/л детей - Крюкова В.В., Крюковой У.В. с отцом Крюковым В.И., установленный решением Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 30.10.2013г., а именно Крюкова Е.А. отсутствовала дома в 18.30 часов с детьми, чем ненадлежащим образом исполнила родительские обязанности по воспитанию детей.

Не согласившись с постановлением от 22.01.2014г. Крюкова Е.А. обратилась в Дзержинский районный суд г. Оренбурга с жалобой на данное постановление, в которой просила отменить постановление от 22.01.2014г. как незаконное и необоснованное, производство по делу прекратить. В обосновании жалобы указав, что копия протокола об административном нарушении Крюковой Е.А. не вручалась; в постановлении не указано место совершения правонарушения; в постановлении воспроизведена диспозиция ч.1 ст. 5.35 КоАП РФ, однако, при этом не указано, в чем конкретно выразилось противоправное действие именно ненадлежащее исполнение родительских обязанностей, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 5.35 КоАП РФ; в резолютивной части постановления отсутствуют указания на то, что Крюкова Е.А. признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.35 КоАП РФ, однако, наказание ей назначено; в постановлении неверно указан срок его обжалования; лицо, привлекаемое к административной ответственности, имеет право участвовать при рассмотрении дела о правонарушении, давать свои пояснения: Крюкова Е.А. такой возможности была лишена, так как на заседание КДН ее не пригласили. Отсутствие Крюковой Е.А. в 18.30 часов дома не является нарушением обязанностей, установленных решением суда, поскольку встреча детей с отцом может происходить во время прогулок.

В судебное заседание Крюкова Е.А. не явилась, была извещена надлежащим образом, представила заявление с просьбой рассмотреть жалобу в ее отсутствие.

С учетом мнения сторон, суд рассмотрел жалобу в отсутствие заявителя, надлежащим образом извещенной о дне и месте судебного заседания и не явившейся в судебное заседание.

Представитель заявителя жалобу поддержала по указанным в ней основаниям, просила постановление от 22.01.2014 г. отменить, производства по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Представитель комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации Северного округа г. Оренбурга в судебном заседании пояснила, что с доводами жалобы не согласна, просила оставить постановление без изменения.

Проверив доводы жалобы, заслушав представителя заявителя, представителя комиссии по делам несовершеннолетних, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В силу ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении его о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Согласно ч.1 ст. 25.15. КоАП РФ, лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

Исходя из положений ст. 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении, необходимо выяснить факт извещения участников производства по делу об административном правонарушении, а также причины их неявки, после чего принять решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.

Как следует из представленных материалов, а именно из протокола об административном правонарушении и расписки Крюкова Е.А. извещалась о времени рассмотрения дела об административном правонарушении на 15.01.2014года, однако рассмотрение протокола состоялось 22.01.2014г.

Каких-либо данных свидетельствующих о том, что Крюкова Е.А. извещалась о дне рассмотрения протокола на 22.01.2014г. в представленном материале не имеется. Из постановления следует, что протокол был рассмотрен в отсутствии Крюковой Е.А.

Таким образом, орган рассмотревший протокол об административном правонарушении в отношении Крюковой Е.А. не предпринял все предусмотренные законом меры для надлежащего извещения Крюковой Е.А. о времени и месте рассмотрения дела, назначенного на 22.01.2014г., в связи с чем, Крюкова Е.А. была лишена возможности воспользоваться предоставленными ей правами, предусмотренными ст.25.1 КоАП РФ.

Отсутствие надлежащего извещения Крюковой Е.А. о месте и времени рассмотрения протокола является существенным нарушением процессуальных требований, поскольку это не позволило полно и объективно рассмотреть дело, и лишило ее возможности реализовать свои права.

В соответствии с ч.2 ст.5.35 КоАП РФ нарушение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних прав и интересов несовершеннолетних, выразившееся в лишении их права на общение с родителями или близкими родственниками, если такое общение не противоречит интересам детей, в намеренном сокрытии места нахождения детей помимо их воли, в неисполнении судебного решения об определении места жительства детей, в том числе судебного решения об определении места жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства, в неисполнении судебного решения о порядке осуществления родительских прав или о порядке осуществления родительских прав на период до вступления в законную силу судебного решения либо в ином воспрепятствовании осуществлению родителями прав на воспитание и образование детей и на защиту их прав и интересов влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Согласно ч.4 ст. 14 Закона Оренбургской области об административных комиссиях в Оренбургской области от 01.10.2003 постановление и определение по делу об административном правонарушении оформляются в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно п. 3 ст.29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы предусмотренные КоАП РФ.

Согласно ч.2 ст.28.2 КоАП РФ, в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела. В случае неявки физического лица в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении если оно извещено в установленном порядке протокол составляется в его отсутствии.

В соответствии с п.4 4.1 ст.29.10 КоАП РФ, в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, статья КоАП или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, мотивированное решение по делу, срок и порядок обжалования постановления.

В обжалуемом постановлении отсутствует мотивированное решение по делу. Наказание Крюковой Е.А. было назначено по ч.2 ст.5.35 КоАП РФ, тогда как при рассмотрении дела было установлено, что Крюкова Е.А. нарушила порядок общения несовершеннолетних детей с отцом, чем ненадлежащим образом исполнила родительские обязанности по воспитанию детей, то есть фактически указана объективная сторона административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст.5.35 КоАП РФ.

Ни в протоколе об административном правонарушении, ни в постановлении по делу об административном правонарушении в нарушение п.4, п.6 ст.26.1, п.4 ч.1 ст.29.10 КоАП РФ не установлены обстоятельства, имеющие значение по делу, а именно в каких действиях со стороны Крюковой Е.А. имели место нарушения, повлекшие лишение права несовершеннолетних детей на общение с одним из родителей, в чем конкретно выразилось неисполнение судебного решения о порядке исполнения родительских прав, кроме того, в резолютивной части постановления не указана конкретная статья КоАПРФ по которой была признана виновной Крюкова Е.А.

Таким образом, при рассмотрении дела об АП комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав не были установлены фактические обстоятельства произошедшего, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Принятое решение о назначении административного наказания в виде штрафа в отношении Крюковой Е.А. не является мотивированным, поскольку не указано чем руководствовалась комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации Северного округа г. Оренбурга при его назначении.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Отменить постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации Северного округа г. Оренбурга от 22.01.2014 года по делу об административном правонарушении по ст.5.35 ч. 2 КоАП РФ в отношении Крюковой Екатерины Александровны.

Материалы административного дела в отношении Крюковой Екатерины Александровны в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.5.35 КоАПРФ возвратить на новое рассмотрение в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации Северного округа г. Оренбурга.

При новом рассмотрении дела устранить допущенные нарушения, послужившие основанием для отмены постановления от 22.01.2014г.

Об обжаловании решения комиссии

По делу №

Принято Ногинским городским судом (Московская область)

  1. Ногинский городской суд Московской области в составе:
  2. председательствующего судьи Дорохиной И.В.,
  3. при секретаре Безугловой Н.А.,
  4. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Чиликиной Е. В. об обжаловании решения комиссии по делам несовершеннолетних,
  5. Установил:

  6. Заявитель Чиликина Е.В. обратилась в суд заявлением об обжаловании решения комиссии по делам несовершеннолетних, в обоснование своих требований указав, что не согласна с Решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ., на котором вынесено Решение об объявлении выговора по ст. 214 УК РФ ее несовершеннолетнему сыну Чиликину Андрею, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Основанием для привлечения сына к ответственности послужили следующие события: в начале мая Чиликин А. и его одноклассник Жегулов Антон нанесли фломастером короткие надписи MNS и NTL, которые ничего не обозначали, на здании ЦДЮТ <адрес> и две буквы на здании администрации. Их увидел сторож ФИО2, с детьми в школе была проведена беседа, о которой родители ничего не знали. Только в конце мая ей позвонила капитан милиции Чугунова, сообщив, что на ее сына написано заявление о привлечении его к уголовной ответственности. После этого она (Чиликина Е.В.) сказала ребенку оттереть надписи и он в течение трех часов стирал надписи. Ее сын никогда ранее не подвергался каким-либо дисциплинарным взысканиям, хорошо учится в школе, занимается спортом, участвует в олимпиадах. Считает примененную меру необъективной, так как товарищу сына Жигулову Антону объявили предупреждение, Решение комитета незаконным, так как оно вынесено на основании искаженных фактов, где степень содеянного ниже, чем степень последовавшего за ним наказания.
  7. Просит признать Решение комиссии по делам несовершеннолетних незаконным, снизив степень воздействия, наказать вынесением замечания.
  8. Заявитель Чиликина Е.В. в судебном заседании требования поддержала, уточнила, что действия ее сына Чиликина Андрея не подпадают под признаки преступления, предусмотренного ст. 214 УК РФ, так как надписи не были нецензурными, не имели циничного содержания. Полагает, что комиссия должна была дать оценку постановлению об отказе в возбуждении уголовного дела и, поскольку в действиях сына отсутствует состав преступления, предусмотренного ст. 214 УК РФ, не привлекать его к какой-либо ответственности.
  9. Представитель заинтересованного лица Иванов Е.А. в судебном заседании возражал против заявленных требований, суду пояснил, что заседание комиссии происходило в полном соответствии с порядком, установленным Положением об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних, на нем присутствовал ребенок, его законный представитель – Чиликина Е.В.. Были заслушаны объяснения Чиликина Андрея, его мамы, исследовано Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Поскольку в постановлении содержится вывод о том, что в действиях Чиликина А.М. усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного ст. 214 УК РФ, комиссия применила в отношении Чиликина А.М. выговор, при этом на учет ребенок поставлен не был, так как ранее он не совершал никаких проступков, положительно характеризуется. Вопрос о наличии или отсутствии в действиях лица состава преступления комиссией не обсуждается и не рассматривается, поскольку Постановление вступило в законную силу, законным представителем обжаловано не было. В случае, если Постановление обжалуется и об этом сообщается комиссии, рассмотрение дела откладывается до принятия решения об обжаловании постановления. Просит отказать в удовлетворении требований.
  10. Выслушав объяснения заявителя, представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела, суд считает заявление не подлежащим удовлетворению.
  11. Судом установлено, что Постановлением № комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Ногинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ. Чиликину А.М. назначена мера воздействия в виде выговора.
  12. Заявительница не согласна с вынесенным Решением, обжалует его в судебном порядке.
  13. В соответствии со ст. 46 Конституции РФ, а также Декларацией прав и свобод человека и гражданина каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и деяния должностных лиц, государственных органов могут быть обжалованы в суд.
  14. В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде Решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органам местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
  15. В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
  16. При этом на государственные органы, органы, решения, действия (бездействие) которых обжалуются гражданином возлагается процессуальная обязанность доказать законность обжалуемых решений и действий, гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых решений, но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод.
  17. Согласно ст. 17 Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних, на районные (городские), районных в городах комиссии по делам несовершеннолетних возлагается рассмотрение дел о несовершеннолетних:
  18. а) совершивших в возрасте до 14 лет общественно опасные действия.
  19. В соответствии с п.8.2. Положения об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории <адрес>, материалы в отношении несовершеннолетнего, совершившего общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, а также материалы об административном правонарушении несовершеннолетнего, не достигшего возраста, с которого наступает административная ответственность, рассматриваются только в присутствии несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей. При необходимости на заседание может быть приглашен потерпевший.
  20. Согласно п. 8.4. Положения об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории <адрес> (далее Положения) на заседании оглашаются необходимые документы, исследуются поступившие материалы, а также обстоятельства, имеющие значение для принятия обоснованного решения, рассматриваются ходатайства или отводы, заслушиваются выступления участвующих в заседании лиц.
  21. Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ. состоялось заседание комиссии по делам несовершеннолетних, на котором присутствовали Чиликин А.м., Чиликина Е.В.. Было рассмотрено Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела МУ МВД РФ «Ногинское» № от ДД.ММ.ГГГГ. в отношении несовершеннолетнего Чиликина А.М. по факту нанесения совместно с несовершеннолетним ФИО1 надписей маркером на здание и двери ЦДЮ <адрес>, причинившего ущерб на сумму <данные изъяты> рублей, заслушаны объяснения Чиликина А.М. и его законного представителя.
  22. Указанные обстоятельства подтверждаются выпиской из протокола № заседания комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. и не оспариваются сторонами.
  23. Согласно п. 8.6. Положения при рассмотрении материалов, предусмотренных пунктом 11.2 настоящего Положения, комиссии городов и районов всесторонне, полно и объективно рассматривают сведения, подтверждающие или опровергающие совершение несовершеннолетним общественно опасного деяния, уточняют его возраст, условия жизни и воспитания, способствовавшие совершению общественно опасного деяния, наличие взрослых подстрекателей, других соучастников, иные обстоятельства, имеющие существенное значение для решения вопроса о выборе меры воздействия и его социальной реабилитации.
  24. Заслушав объяснения Чиликина А.М., Чиликиной Е.В., комиссия Постановила: назначить меру воздействия Чиликину А.М. в виде выговора.
  25. Согласно п. 11.1. Положения, рассмотрев материалы в отношении несовершеннолетнего с учетом мотивов, характера и тяжести совершенного проступка или правонарушения, особенностей возраста, социального положения и его поведения, комиссии городов и районов вправе применить к нему следующие меры воздействия:
  26. обязать принести публичное или в иной форме извинение потерпевшему;
  27. вынести предупреждение;
  28. объявить выговор или строгий выговор;
  29. назначить административное наказание, предусмотренное Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
  30. направить несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение открытого типа или иное реабилитационное учреждение при отсутствии медицинских противопоказаний для содержания в них с согласия родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего, а также самого несовершеннолетнего, если он достиг возраста четырнадцати лет.
  31. В соответствии с п. 11.2. Положения, в случае совершения несовершеннолетним общественно опасного деяния, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации, до достижения возраста, с которого согласно законодательству Российской Федерации наступает уголовная ответственность, или в отношении которого отказано в возбуждении уголовного дела, или уголовное дело прекращено по нереабилитирующим основаниям, комиссии городов и районов могут принять Решение ходатайствовать перед судом о направлении его в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа. Соответствующее Постановление и представленные материалы незамедлительно направляются в орган внутренних дел и (или) прокурору.
  32. Таким образом, материал в отношении несовершеннолетнего Чиликина А.М. был рассмотрен в присутствии ребенка, его законного представителя, мера воздействия назначена в соответствии со ст. 18 Положения об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории <адрес>, с учетом личности ребенка, его положительной характеристики.
  33. Мера воздействия в виде замечания, которую просит применить к Чиликину А.М. заявительница, Положением не предусмотрена.
  34. Из протокола № следует, что факт нанесения надписей Чиликиным А.М. Чиликиной Е.В. не оспаривался, заявлений об оспаривании постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от Чиликиной Е.В. не поступало.
  35. Из смысла п. 8.6 Положения следует, что Комиссия по делам несовершеннолетних не вправе давать оценку квалификации действий несовершеннолетнего, содержащуюся в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела, поскольку в случае несогласия с обстоятельствами, изложенными в постановлении, право его оспаривать предоставлено законному представителю несовершеннолетнего, в отношении которого вынесено Постановление.
  36. В соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое Решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
  37. На основании изложенного суд считает, что не имеется оснований для признания незаконным решения комиссии по делам несовершеннолетних, поскольку она действовала в пределах своих полномочий, в соответствии с законом, права несовершеннолетнего ребенка, законным представителем которого является заявительница, при этом не нарушены.
  38. При таких обстоятельствах, заявление Чиликиной Е.В. не подлежит удовлетворению.
  39. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
Loading...Loading...