Положение о логопедическом пункте. Положение об организации работы учителя-логопеда в детском саду без спецгрупп (2000 г.). Распределение рабочего времени
Положение о логопедической группе
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение регулирует деятельность логопедической группы в ДОУ в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98г. №124-ФЗ;.
1.2. Настоящее положение определяет порядок организации деятельности логопедической группы дошкольного образовательного учреждения города _____ № _____ (далее ДОУ) в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, на основании Инструктивного письма Министерства образования Российской Федерации от 14.02.2000 №2 «Об организации логопедического пункта общеобразовательного учреждения», Уставом ДОУ, положения ДОУ «О нормативно-правовой организации логопедического сопровождения»
1.3. Логопедическая группа создается в дошкольном образовательном учреждении – детском саду компенсирующего или комбинированного вида при наличии условий для функционирования с целью
1.4 Цель организации логопедической группы в дошкольном образовательном учреждении – создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для коррекции нарушений в развитии речи детей (первичного характера), в освоении ими дошкольных образовательных программ и подготовка детей к успешному обучению в общеобразовательной школе.
1.5 Основные задачи логопедического пункта дошкольного образовательного учреждения №____:
– коррекция нарушений устной речи детей: формирование правильного произношения, развитие лексических и грамматических средств языка, навыков связной речи;
– своевременное предупреждение возникновения нарушений чтения и письма;
– коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития;
– активизация познавательной деятельности детей;
– пропаганда логопедических знаний среди педагогов, родителей (законных представителей).
1.6. Деятельность логопедической группы может быть прекращена путём ликвидации по решению Учредителя ДОУ.
2. Организация логопедической работы
2.1. Логопедические группы в дошкольном образовательном учреждении открываются на основании приказа департамента образования и науки администрации города____ и комплектуются в соответствии с Типовым Положением о дошкольном образовательном учреждении
2.2. В логопедическую группу зачисляются воспитанники, имеющие следующие нарушения в развитии речи:
Общее недоразвитие речи разных уровней (ОНР) при алалии, дизартрии, ринолалии;
Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН);
Фонетическое недоразвитие (ФН);
Заикание.
2.3. Зачисление в логопедическую группу проводится с согласия родителей (законных представителей) на основании заявления и осуществляется на основе обследования речи воспитанников, которое проводится с 15 по 30 мая и с 1 по 15 сентября ежегодно. Обследованные воспитанники, имеющие нарушения речи, регистрируются в журнале регистрации детей, имеющих речевые недостатки.
2.4. В логопедическую группу дошкольного образовательного учреждения зачисляются, как правило, дети одного возраста и уровня речевого развития.
2.5. В логопедическую группу детей с общим недоразвитием речи принимаются дети с алалией, афазией, с дефектами речи, обусловленными нарушением строения и подвижности речевого аппарата (ринолалия, дизартрия), с трех-пяти лет. Срок коррекционно-развивающей работы 2-3 года. Предельная наполняемость логопедической группы – не более 12 человек.
2.6. В логопедическую группу детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи принимаются дети с 5-летнего возраста с ринолалией, дизартрией, дислалией. Срок коррекционно-развивающей работы один - два года. Предельная наполняемость логопедической группы – не более 15 человек.
2.7. Приему в логопедическую группу дошкольного образовательного учреждения не подлежат дети, имеющие:
Недоразвитие речи, обусловленное умственной отсталостью;
Деменции органического, шизофренического и эпилептического генеза;
Грубые нарушения зрения, слуха, двигательной сферы;
Нарушения общения в форме раннего детского аутизма;
Задержку психического развития;
Фонетические нарушения, которые могут быть исправлены на логопедическом пункте дошкольного образовательного учреждений;
Заболевания, которые являются противопоказаниями для зачисления в дошкольные учреждения общего типа.
2.8. На каждого ребенка, зачисленного в логопедическую группу, учитель-логопед заполняет речевую карту.
2.9. Основной формой организации коррекционно-развивающей работы являются групповые (фронтальные), подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия.
2.10. Групповые логопедические занятия проводятся в соответствии с программой обучения детей с нарушениями речи.
2.11. Подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия, как правило, проводятся вне занятий, предусмотренных сеткой занятий муниципального дошкольного образовательного учреждения, с учетом режима работы образовательного учреждения и психофизических особенностей развития детей дошкольного возраста.
2.12. Периодичность подгрупповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития детей.
2.13. Индивидуальные занятия проводятся не менее трех раз в неделю:
С детьми, имеющими общее недоразвитие речи;
С детьми, имеющими дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия).
По мере формирования произносительных навыков у детей, занятия с ними проводятся в подгруппе.
2.14. Подгрупповые занятия проводятся:
С детьми, имеющими общее недоразвитие речи - не менее трех раз в неделю;
С детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи не менее двух-трех раз в неделю;
2.15. Продолжительность группового логопедического занятия:
В старшей группе - 20-25 минут;
В подготовительной к школе группе – 25-30 минут.
2.16. Продолжительность подгруппового занятия составляет 15-20 минут, продолжительность индивидуального – 15 минут с каждым ребенком.
2.17. Между групповыми занятиями допускаются перерывы в 10-15 минут, между индивидуальными и подгрупповыми занятиями - 5-10 минут.
2.18. Ежедневно, во второй половине дня, проводятся групповые занятия воспитателя по заданию учителя-логопеда
2.19. Выпуск детей из логопедической группы осуществляется психолого-медико-педагогическим консилиумом образовательного учреждения после окончания срока коррекционно-логопедического обучения.
2.20. В случаях необходимости уточнения диагноза или продления срока логопедической работы дети с нарушениями речи, с согласия родителей (законных представителей), направляются учителем-логопедом в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение для обследования врачами-специалистами (невропатологом, психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или в психолого-медико-педагогическую комиссию города___.
2.21. Ответственность за обязательное посещение детьми занятий в логопедической группе несут родители (законные представители), учитель-логопед, воспитатель и заведующий муниципальным дошкольным образовательным учреждением.
3. Руководство логопедическим пунктом
3.1. Непосредственное руководство работой учителя-логопеда осуществляется администрацией дошкольного образовательного учреждения.
3.2. Заведующая ДОУ:
Обеспечивает создание условий для проведения с детьми коррекционно-педагогической работы;
Подбирает в логопедическую группу постоянных воспитателей, имеющих высшее педагогическое образование, первую или высшую квалификационную категорию и опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Обеспечивает логопедический кабинет специальным оборудованием, методической литературой
3.3. Научно-методическое сопровождение, консультативную помощь учителям-логопедам, координацию работы городского методического объединения учителей-логопедов осуществляет методист-логопед ___________
3.4. Повышение уровня профессиональной квалификации, обмен опытом логопедической работы осуществляется на городском методическом объединении учителей-логопедов, на курсах повышения квалификации и др.
4. Права и обязанности учителя-логопеда
4.1. В штат муниципального дошкольного образовательного учреждения вводится должность учителя-логопеда из расчета 1 единица на каждую группу детей, имеющих нарушения речи.
4.2. Учителями-логопедами назначаются лица, имеющие высшее дефектологическое образование или высшее педагогическое образование с обязательным прохождением курсов переподготовки по специальности «логопедия».
4.3. Учитель-логопед назначается и увольняется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
4.4. Учитель-логопед несет ответственность за организацию и своевременное выявление детей с первичной речевой патологией, оптимальное комплектование групп для занятий в логопедической группе, качество коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями речи.
4.5. Учитель-логопед оказывает консультативную помощь педагогам дошкольного образовательного учреждения и родителям (законным представителям) детей, дает рекомендации по закреплению навыков правильной речи в разных видах деятельности ребенка.
4.6. Учитель-логопед:
Обследует речь детей средней, старшей и подготовительной к школе групп дошкольного образовательного учреждения;
Обследует речь детей младшей группы по представлению воспитателей или родителей (законных представителей) ребенка;
Комплектует группы детей для занятий в логопедическом пункте;
Проводит регулярные занятия с детьми по исправлению различных нарушений речи, осуществляет в ходе логопедических занятий профилактическую работу по предупреждению нарушений чтения и письма;
Готовит документы для обследования детей в психолого-медико-педагогической консультации с целью определения в специальные группы;
Осуществляет взаимодействие с педагогами по вопросам освоения детьми программы дошкольного образовательного учреждения;
Представляет администрации дошкольного образовательного учреждения и методисту-логопеду ежегодный отчет, содержащий сведения о количестве детей с нарушениями речи в муниципальном дошкольном образовательном учреждении и результатах коррекционно-развивающей работы;
Поддерживает связь с учителями-логопедами дошкольных образовательных учреждений, с учителями-логопедами и учителями начальных классов общеобразовательных учреждений, с педагогами специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, с логопедами и врачами-специалистами детских поликлиник и психолого-медико-педагогических консультаций;
Информирует педагогический коллектив муниципального дошкольного образовательного учреждения о задачах, содержании, работы логопедического пункта;
Ведет разъяснительную и просветительскую работу среди педагогов, родителей (законных представителей) детей, выступая с сообщениями о задачах и специфике логопедической работы по преодолению нарушений речи;
Участвует в работе городского методического объединения учителей-логопедов и методического объединения муниципального дошкольного образовательного учреждения;
Повышает свою профессиональную квалификацию и аттестуется согласно действующим нормативным документам.
4.7. Учитель-логопед логопедического пункта дошкольного образовательного учреждения пользуется всеми льготами и преимуществами (продолжительность очередного отпуска, порядок пенсионного обеспечения, доплаты), предусмотренными законодательством Российской Федерации.
4.8. Продолжительность рабочего времени (норма часов работы за ставку заработной платы) учителя-логопеда, работающего в логопедическом пункте муниципального дошкольного образовательного учреждения, установлена в 20 астрономических часов педагогической работы в неделю (18 часов работы с детьми, имеющими нарушения речи и 2 часа для консультативной работы).
4.9. Учитель-логопед ведёт документацию:
Годовой план;
Журнал регистрации детей, имеющих речевые недостатки;
Перспективный план работы с детьми, имеющими ОНР и ФФН;
Расписание занятий;
Журнал посещаемости;
Журнал учета детей, зачисленных на логопункт;
Речевые карты;
Индивидуальные тетради для занятий с детьми;
Отчет логопеда за год.
5. Материально-техническое и финансовое обеспечение
5.1 Логопедический кабинет размещается в помещении дошкольного образовательного учреждения.
5.2. Для логопедического кабинета выделяется помещение площадью не менее 20 кв.м., отвечающее санитарно-гигиеническим нормам.
5.3. Логопедический кабинет обеспечивается специальным оборудованием.
5.4. Ответственность за оборудование логопедического кабинета, его санитарное содержание, ремонт помещения возлагается на администрацию дошкольного образовательного учреждения.
5.5. Для обработки рук учителя-логопеда и логопедического оборудования (зонды, шпатели) утвержден норматив расхода этилового спирта из расчета 20 граммов этилового спирта в год на одного ребенка с нарушениями речи.
5.6. Оплата труда учителей-логопедов муниципальных дошкольных образовательных учреждений осуществляется в диапазоне 8-14 разрядов Единой тарифной сетки, в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками (требованиями).
5.7. Учителям-логопедам муниципальных дошкольных образовательных учреждений повышаются тарифные ставки (должностные оклады) на 20% за работу с детьми, имеющими отклонения в развитии речи.
5.8. Оплата труда воспитателей, работающих в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения, производится из расчета 25 часов педагогической работы в неделю.
5.9. Воспитателям, младшим воспитателям (помощникам воспитателей) работающим в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения, повышаются тарифные ставки (должностные оклады) на 20% за работу с детьми, имеющими отклонения в развитии речи.
5.10. Педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений, работающим с детьми с отклонениями в развитии речи, тарифные ставки (должностные оклады) повышаются на 20% за часы занятий, которые они ведут в логопедических группах.
5.11. Врачам, младшему медицинскому персоналу, работающим с детьми с отклонениями в развитии речи, тарифные ставки (должностные оклады) повышаются на 15% за работу с детьми, посещающими логопедические группы.
5.12. Заведующим муниципальными дошкольными образовательными учреждениями, создавшим необходимые условия для функционирования логопедических групп, производится повышение должностных окладов в размере в зависимости от количества групп:
При наличии 2-4 групп – 10%;
При наличии 5 и более групп - 15%
Ирина Шамурина
Положение о логопедическом пункте
Положение о логопедическом пункте
в муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 8 «Светлячок» с. Октябрьское KJ Октябрьского муниципального района
1. Общие положения
1.1. Логопедический пункт при Учреждении организуется с целью оказания учителем-логопедом помощи воспитанникам, имеющим нарушения речи и не посещающим специализированные группы для детей с нарушением речи.
распоряжением Главы районной администрации при наличии соответствующих услойий квшшфикац]Яо1шыхка^ов.
1.3. Основными задачами логопедического пункта являются :
Профилактика и коррекция речи нарушений в развитии устной речи
дошкольников;
Пропаганда логопедических знаний среди педагогов Учреждения, родителей воспитанников /их законных представителей/;
Воспитание стремления детей преодолеть недостатки речи, сохранить эмоциональное благополучие в своей адаптационной среде;
Своевременное предупреждение нарушений письменной речи.
2. Организация работы логопедического пункта
2.1. На логопедический пункт Учреждения зачисляются дети, имеющие
различные нарушения в развитии речи : общее недоразвитие речи (ОНР, фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН, фонематическое недоразвитие (ФмН, фонетическое недоразвитие (ФН) .
2.2. Выявление детей с нарушениями для зачисления на логопункт производится с 1 сентября по 30 мая, по мере освобождения мест.
2.3. Учитель-логопед проводит первичное обследование состояния речи детей ДОУ. Отобранных для обучения на логопедическом пункте детей учитель- логопед направляет на психолого -медико-педагогический консилиум, который даёт заключение о их зачислении на логопункт . Результаты обследования фиксируются в протоколе обследования и заносятся в сводную речевую карту.
2.4. Все дети с выявленными недостатками речи регистрируются в списке детей, нуждающихся в логопедической помощи , который утверждается руководителем Учреждения и является основанием при тарификации) для утверждения штатного расписания на учебный год)
2.5. На логопункт , в первую очередь, зачисляются дети, подготовительной к школе и старшей группы, имеющие недостатки речи. Детям 2 младшей и средней групп, в случае невозможности зачисления на логопункт , помощь оказывается через регулярное консультирование родителей и педагогов по вопросам исправления недостатков речи.
2.6 Логопункт комплектуется из числа детей, посещающих детский сад, а так же из числа неорганизованных детей дошкольного возраста данного микрорайона. Прием и выпуск детей производится втёчение всего года по мере ~ необходимости. Одновременно на логопункте занимаются не менее 20 детей.
2.7 Дети, имеющие тяжелые нарушения речи (ОНР, алалия, дизартрия, заикание, ринолалия) и фонетико-фонематическое недоразвитие речи, направляются на обследование ПМПК, где уточняется речевое заключение и решается вопрос о дальнейшем обучении ребенка в логопедической группе (на базе детского сада № 7 «Росинка» с. Октябрьское)
2.8. Период коррекционно-развивающих занятий с детьми на логопедическом пункте Учреждения длится с 16 сентября по 14 мая включительно. Срок коррекционного обучения ребенка зависит от степени сложности дефекта и составляет 4-6 месяцев и более для детей с фонетическим дефектом, и до 9 месяцев- с фонетико-фонематическом недоразвитием. При необходимости срок пребывания продлевается учителем-логопедом до полного исправления речи.
2.9. Основной формой логопедической работы являются - индивидуальные и групповые занятия. Предельная наполняемость групп устанавливается в зависимости от сложности структуры речевого дефекта и индивидуальных
особенностей детей. Возможна работа с детьми в микро группах по 2-3 человека, состав которых может меняться в зависимости от динамики коррекции речевых нарушений.
Группы воспитанников Предельная наполняемость
С общим недоразвитием речи до 4 воспитанников
С нерезко- выраженным ОНР до 5 воспитанников
С ФФН и ФН до 6 воспитанников
С недостатком звукопроизношения до 6 воспитанников
2.10. Коррекционные занятия на логопедическом пункте проводятся ежедневно в часы, свободные от занятий согласно утвержденного администрацией графика. Образовательная нагрузка на детей -логопатов рассчитывается с учетом специальных логопедических занятий и не может превышать показателей максимальной учебной нагрузки применительно к возрасту.
2.11. На время занятий с учителем-логопедом дети освобождаются от других занятий, предусмотренных режимом детского сада.
2.12. Коррекционная работа с детьми, имеющими ОНР, ФН, ФФН, обусловленные дизартрией, ринолалией, проводится не менее 3-х раз в неделю; с детьми, имеющими ФН, ФФН, обусловленные дислалией, не менее 2-х раз в неделю.
^ 2.13. Длительность индивидуальных занятий составляет 20-25 мин с учетом движения ребенка по детскому саду с учителем-логопедом .
2.14. Воспитатель возрастной группы ДОУ ведет дополнительную коррекционную работу с детьми-логопатами под руководством учителя-лошпеда и привлекает к этой работе родителей.
2.15 Непосредственную ответственность за организацию логопедической
3.1 .Учитель-лошпед несет ответственность за :
Своевременное выявление детей с речевой паталогией
Комплектование групп детей, занимающихся на лошпункте
Качество проводимой коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи
4. Руководство работой логопедического пункта
4.1 .Руководство деятельностью учителя-логопеда осуществляется по административной линией. Учитель-логопед подчиняется заведующему и старшему воспитателю ДОУ
5. Взаимодействие
5.1. Учитель-логопед взаимодействует с воспитателями групп, в которых находятся дети с нарушениями речи. Преемственность в работе учителя- логопеда и воспитателя фиксируется в специальной тетради взаимодействия.
5.2. Учитель-логопед взаимодействует со специалистами ДОУ :
Инструктор по физической культуре Музыкальный руководитель
Медицинский работник /по согласованию/ (в рамках ПМПк)
Взаимодействие с инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем осуществляется согласно совместному плану работы, согласованному со старшим воспитателем ДОУ.
ПОЛОЖЕНИЕ
о логопедическом пункте
МАОУ СОШ № 47 г.ТОМСКА
Учитель-логопед:
Каткова Т.Б.
ТОМСК – 2016 г
ПОЛОЖЕНИЕ
О ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ ПУНКТЕ
Логопедический пункт является необходимым компонентом системы общешкольного образования, обеспечивающего развитие личностного, интеллектуального и профессионального потенциала общества.
Основная цель логопедического пункта – оказание помощи обучающимся школы, имеющим различные нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), и освоении ими общеобразовательных программ (особенно по русскому языку).
1.Общие положения.
1.1. Настоящее положение разработано на основании:
Письма МО РФ от 14 декабря 2000 года №2 "Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения";
Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98г. №124-ФЗ;
Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001г. №196;
Инструктивно-методического письма о работе учителя- логопеда при общеобразовательной школе (А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова, 1996г.);
Инструктивного письма Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 22.01.98г. №20-58-07 ин.20- 4 «Об учителях - логопедах и педагогах – психологах учреждений образования»;
Инструктивного письма Министерства образования Российской Федерации от 14.12.2000г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
Закона Томской области от 12.08.2013 г. № 149 – ЗО «Об образовании в Томской области».
1.2. Положение определяет порядок организации деятельности логопедического пункта, как структурного подразделения МАОУ СОШ №47.
1.3. Настоящее положение регулирует деятельность логопедического пункта при МАОУ СОШ №47 г.Томска.
1.4. Положение регламентирует возможности получения логопедической помощи детьми (в том числе и с ОВЗ), имеющими речевые патологии.
1.5. Логопедический пункт создается в МАОУ СОШ №47 в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими общеобразовательных программ.
1.6. Основными задачами логопедического пункта являются:
Коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся; -своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ;
Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся;
Совершенствование методов логопедической работы в соответствии с возможностями, потребностями и интересами ребенка.
1.7. Логопункт организуется распоряжением Администрации МАОУ СОШ №47 г.Томска.
1.8. Обучение на логопункте ведется на русском языке.
1.9. В своей деятельности логопункт руководствуется данным положением, программно- методическими документами, одобренными или утвержденными Министерством образования РФ, разработанными НИИ дефектологии Российской Федерации.
2. Организация деятельности логопункта .
2.1. На логопункте при МАОУ СОШ №47 г.Томска предусматривается четкая организация всего коррекционного процесса.
Она обеспечивается:
Своевременным обследованием детей;
Рациональным составлением расписания ("сетки") занятий;
Планированием подгрупповой и индивидуальной работы;
Оснащением логопункта необходимым оборудованием и наглядными пособиями;
Совместной работой учителя- логопеда с педагогами школы и родителями (законными представителями).
2.2. В логопедический пункт зачисляются обучающиеся школы, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи (общее недоразвитие речи разной степени выраженности; фонетико-фонематическое недоразвитие речи; фонематическое недоразвитие речи; недостатки произношения - фонетический дефект; недоразвитие речи, обусловленное нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия); нарушения чтения и письма, обусловленные общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи).
В первую очередь в логопедический пункт зачисляются обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению общеобразовательных программ (дети с общим, фонетико- фонематическим и фонематическим недоразвитием речи).
2.3. Зачисление в логопедический пункт осуществляется на основе обследования речи обучающихся, которое проводится с первого по двадцатое сентября и с пятнадцатого по тридцатое мая. Обследование обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, регистрируется. Зачисление в логопедический пункт обучающихся из числа обследованных и зарегистрированных производится в течение всего учебного года.
2.4. Прием и выпуск детей производится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи.
2.5. Предельная наполняемость логопедического пункта не более 25 человек.
2.6. На каждого обучающегося, зачисленного в логопедический пункт учитель-логопед заполняет речевую карту.
2.7. Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально, так и в группе. Основной формой являются групповые занятия. Предельная наполняемость групп устанавливается в зависимости от характера нарушения в развитии устной и письменной речи обучающегося (не менее трех человек).
2.8. Продолжительность групповых логопедических занятий составляет:
Для учащихся 1-х классов 35 минут;-
Для учащихся 2-х-4-х классов 40 минут.
Продолжительность индивидуального занятия 15-20 минут.
2.9. Групповые занятия проводятся:
С обучающимися, имеющими нерезко выраженное общее недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные НВОНР, 2 раза в неделю;
С обучающимися, имеющими фонетико-фонематическое или фонематическое недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные ФФНР или ФНР, 2 раза в неделю;
С обучающимися, имеющими фонетический дефект, не менее 1-2 раз в неделю;
С заикающимися обучающимися не менее 2-х раз в неделю.
2.10. Общее количество занятий с каждой группой определяется структурой и выраженностью речевого дефекта. Примерное количество занятий с группой обучающихся, имеющих ФФНР (ФНР); нарушения письма обусловленные несформированностью фонематических процессов, в зависимости от степени нарушений колеблется от 45 до 60.
Для учебно-коррекционной работы с детьми имеющими ОНР (НВОНР); нарушения чтения и письма, обусловленные ОНР (НВОНР) на уровне фонем отводится 73-85 занятий; на уровне слова 45-60 занятий; на уровне связной речи 30 занятий; имеющими отклонения фонетического и лексико- грамматического развития 65-95 часов занятий.
2.11. Учебный материал (слова, тексты, картинки и пр.), используемые для исправления речи должен отвечать учебно-коррекционным задачам и соответствовать возрасту учащихся.
2.12. Темы групповых и индивидуальных занятий с обучающимися и учет их посещаемости отражаются в журнале логопедических занятий.
2.13. Учителем-логопедом составляется расписание групповых занятий с указанием времени занятий каждой группы. Расписание согласуется с учебной частью и утверждается заместителем директора школы по УВР.
2.14. Коррекция произношения у обучающихся с фонетическими дефектами, не влияющими на успеваемость, в виде исключения, может осуществляться во время уроков (кроме уроков русского языка и математики).
2.15. Результаты коррекционной работы отмечаются в речевой карте учащегося и доводятся до сведения классного руководителя, администрации школы и родителей (законных представителей).
2.16. В случае необходимости уточнения диагноза, обучающиеся с нарушениями речи с согласия родителей (законных представителей) направляются учителем-логопедом в соответствующее лечебно- профилактическое учреждение для обследования врачами- специалистами (невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или на медико-психолого-педагогическую комиссию.
2.17. Ответственность за обязательное посещение учащимися занятий, а также соблюдение правил для обучающихся в логопедическом пункте возлагается на учителя-логопеда, классного руководителя, родителей и администрацию школы.
3. Права и обязанности учителя-логопеда.
3.1. Учитель-логопед оказывает консультативную помощь учителям начальных классов школы и родителям (законным представителям) обучающихся в определении причин неуспеваемости и дает рекомендации по их преодолению. Учитель-логопед несет ответственность за организацию и своевременное выявление обучающихся с первичной речевой патологией, комплектование групп.
3.2. Учитель- логопед:
Проводит занятия с обучающимися по исправлению различных нарушений устной и письменной речи. В ходе занятий осуществляется работа по предупреждению и преодолению неуспеваемости по русскому языку, обусловленной первичным речевым нарушением;
Осуществляет взаимодействие с учителями по вопросам освоения обучающимися общеобразовательных программ;
Поддерживает связь с дошкольными образовательными учреждениями, со специальными (коррекционными) образовательными учреждениями для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, логопедами и врачами-специалистами детских поликлиник и медико - психолого-педагогических комиссий;
Участвует в работе методических объединений учителей-логопедов; предоставляет руководителю образовательного учреждения ежегодный отчет о количестве обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, и результатах обучения в логопедическом пункте.
4. Документация .
Для фиксирования коррекционного процесса, который учитель-логопед организует и проводит на логопедическом пункте, необходимы следующие виды документации:
4.1 Журнал учета посещаемости логопедических занятий учащимися, зачисленными на логопедический пункт;
4.2 Речевые карты на каждого учащегося, зачисленного на логопедические занятия (Речевые карты обследования устной и письменной речи учащихся оформляются на каждого учащегося, зачисленного на логопедические занятия, заполняются во время фронтального обследования в течение второй недели сентября и четвертой недели мая. Если в течение учебного года в составе групп учеников, занимающихся на логопедическом пункте, происходят изменения (кто-то из учеников выбывает или в группы зачисляются новые ученики), то они своевременно вносятся и в речевую карту. Заключение о выпуске ученика или продолжении занятия с ним в конце учебного года из речевой карты заносится в «Журнал учета посещаемости»).
4.3 Расписание занятий групп и подгрупп , заверенное директором школы;
4.4 Список обучающихся , имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи;
4.5 Отчёт о работе логопеда , аналитический отчет о количестве обучающихся и результатах обучения в логопедическом пункте за учебный год.
4.6 «Паспорт логопедического кабинета » или картотека с перечислением оборудования, дидактических пособий, находящихся в логопедическом кабинете;
4.7 Должностная инструкция о работе учителя-логопеда на школьном логопедическом пункте.
4.8 Положение об организации логопедического пункта;
Примечание : «Журнал учета посещаемости логопедических занятий обучающимися» представляет собой обычный классный журнал установленного образца.
Е сли ученик два раза пропустил логопедическое занятие по неизвестной причине (на уроках в классе присутствовал, а на занятие к логопеду не явился), учитель-логопед ставит в известность об этом учителя и родителей ученика. Оценки работы учеников в «Журнал учета посещаемости» не ставятся. Для «Журнала обследования устной и письменной речи учащихся» логопед использует любую тетрадь, разграфленную соответствующим образом. При обследовании логопед записывает фамилию и имя ученика, класс, домашний адрес, указывает дату обследования, предварительное логопедическое заключение и принятые меры («зачислен в группу», «даны рекомендации родителям и учителю», «поставлен на очередь» и т. п.)
«Речевая карта обследования устной и письменной речи учащихся» заполняется в течении года. « Журнал учета консультаций» заполняется по форме:
Консультируемый | Дата проведения | Повод обращения | Тема конс. |
М етодические разработки, пособия, наглядный материал, учебники и т.д., приобретенные на личные средства учителя-логопеда, являются его собственностью.
Положение о логопедическом пункте
Общие положения
1.1Настоящее положение разработано в соответствии сФедеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом учреждения, на основании письма Минобразования России от 14.12 2000 №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».
1.2.Н. Настоящее Положение регулирует деятельность логопедического пункта в организации.
Задачи логопедического пункта
2.1.Своевременно выявлять нарушения в развитии устной и письменной речи обучающихся; определять их уровень и характер.
2.2.Устранять эти нарушения.
2.3. Распространять специальные знания по логопедии среди педагогических работников, родителей (законных представителей).
Организация деятельности логопеда
3.1.Логопедический пункт создаётся для обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи:
Общее недоразвитие речи разных уровней;
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи;
Недостатки произношения-фонетический дефект.
3.2. В первую очередь в логопедический пункт зачисляются обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, которые препятствуют успешному освоению общеобразовательных программ.
3.4.Предельная наполняемость логопедического пункта-не более 20человек (сельского общеобразовательного учреждения) на каждого обучающегося учитель-логопед заполняет речевую карту.
3.5.Выпуск обучающихся из логопедического пункта производится в течение всего учебного года после устранения у них нарушений устной и письменной речи.
3.6.Сроки логопедической работы находятся в прямой зависимости от степени выраженности у детей речевых нарушений, их индивидуально-личностных особенностей. Они могут варьироваться от 6 месяцев до 2 лет и более.
3.7.Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально, так и с подгруппой и в группе. Предельная наполняемость групп устанавливается в зависимости от характера нарушения в развитии устной и письменной речи обучающегося.
3.8.Периодичностьподгрупповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития. Индивидуальные занятия проводятся не менее двух раз в неделю. Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, продолжительность индивидуального занятия – 20 минут (с учётом передвижения детей) Темы групповых и индивидуальных занятий с обучающимися и учёт их посещаемости отражаются в журнале факультативных и логопедических занятий.
3.9.В случае необходимости уточнения диагноза обучающиеся с нарушениями речи с согласия родителей (законных представителей) направляются учителем-логопедом в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение для обследования врачами-специалистами (невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом) или в психолого-медико-педагогическую комиссию. Ответственность за обязательное посещение обучающимися занятий в логопедическом пункте несут учитель-логопед, классный руководитель, руководитель МОУ СОШ, родители (законные представители).
3.10.Учитель-логопед работает 5 дней в неделю. Недельная нагрузка учителя-логопеда составляет 20 часов (1ставка), из которых 18ч отводится на непосредственную коррекционно-речевую работу с обучающимися, а 2часа –на организационно-методическую и консультативную работу с педагогическим персоналом и родителями.На учителя-логопеда логопункта распространяются все льготы и преимущества (продолжительность очередного отпуска, повышение ставки заработной платы на 20%, порядок пенсионного обеспечения) предусмотренные законодательством РФ для учителей городских и сельских образовательных учреждений.
Утверждено на заседании актива дефектологов
г. Москвы на основании решения коллегии
Московского комитета образования
от 24 февраля 2000 г.
Пояснительная записка
1. Работа учителя-логопеда в детском саду, не имеющем специализированных групп , направлена на исправление дефектов речи детей. Наряду с коррекционными мероприятиями учитель-логопед проводит профилактическую работу в дошкольном учреждении по предупреждению нарушений речи у детей.
2. Учитель-логопед работает 5 дней в неделю (общее количество часов работы - 20). График работы может быть составлен в зависимости от занятости детей как в 1-ю, так и во 2-ю половину дня.
3. В должностные обязанности учителя-логопеда должна включаться только работа с детьми, имеющими речевую патологию.
4. На логопедические занятия отбираются дети подготовительных и старших групп, имеющие простую и сложную дислалию, фонетико-фонематические нарушения.
5. Логопедическое обследование детей в дошкольном учреждении в первую очередь проводится у детей 5-6-лет, остальные дети обследуются в течение года.
6. Дети, страдающие заиканием, общим недоразвитием речи и задержкой психического развития, должны быть направлены в специальные учреждения. В случае отказа от перевода ребенка со сложной речевой патологией учитель-логопед не несет ответственности за полное устранение дефекта.
7. Количество детей, занимающихся одновременно на логопункте, должно составлять 20-25 детей в течение года.
8. Общая продолжительность логопедических занятий находится в прямой зависимости от индивидуальных особенностей детей. По мере необходимости учитель-логопед выводит детей из логопедических занятий и заменяет их другими.
9. Работа по исправлению речи проводится 5 раз в неделю, носит индивидуальный или подгрупповой характер. Все 4 часа своего рабочего времени учитель-логопед работает непосредственно с детьми.
10. Учитель-логопед берет детей на свои занятия с любых занятий воспитателей.
11. В дошкольном учреждении должны быть созданы все необходимые условия для проведения логопедических занятий, должен быть изолированный логопедический кабинет (оборудование кабинета см. в «Программе обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи», составители Г.А. Каше и Т.Е. Филичева).
12. Документация учителя-логопеда в детском саду , не имеющем специализированных групп:
Журнал состояния речи всех детей;
Список детей, нуждающихся в логопедической помощи, с указанием возраста и характера речевого нарушения,
Индивидуальные тетради для занятий детей;
Журнал посещаемости занятий;
Речевая карта на каждого ребенка, взятого на занятия, с указанием даты ввода и окончания занятий;
План мероприятий, направленных на профилактику речевых расстройств у детей (консультации, семинары для воспитателей, других специалистов ДОУ, родителей по работе над звуковой культурой речи).
13. Показателем работы учителя-логопеда в детском саду является состояние звукопроизношения детей, выпускаемых в школу.
14. Учитель-логопед в детском саду обязан участвовать во всех методических мероприятиях, проводимых в округе, повышать свою квалификацию.
1. Журнал учета посещаемости логопедических занятий детьми.
2. Журнал обследования речи детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение (с 3 до 7 лет).
3. Журнал регистрации детей, нуждающихся в коррекционной (логопедической) помощи.
4. Речевая карта на каждого ребенка с перспективным планом работы по коррекции выявленных речевых нарушений, результатами продвижения раз в полгода, с указанием даты ввода и окончания занятий.
5. План мероприятий, направленных на профилактику речевых расстройств у детей (консультации, семинары для воспитателей, других специалистов ДОУ, родителей или лиц их заменяющих по работе над звуковой культурой речи).
6. Календарный план подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми.
7. Тетради-дневники для индивидуальных занятий по коррекции речи детей.
8. Расписание занятий, заверенное заведующим дошкольным образовательным учреждением.
9. График работы учителя-логопеда, утвержденный руководителем дошкольного образовательного учреждения, согласованный с администрацией учреждения.
10. Картотека с перечислением оборудования, учебных и наглядных пособий, находящихся в логопедическом кабинете.
11. Копии отчетов об эффективности коррекционной (логопедической) работы за учебный год (не менее чем за последние три года).
12. Катамнестические данные о детях, прошедших курс коррекционных занятий посредством взаимодействия с учителями начальных классов школ и воспитателями детского сада, за прошедшие три года.
Должностная инструкция учителя-логопеда:
1. Общие положения:
1. Учитель-логопед назначается и увольняется руководителем образовательного учреждения.
2. Учитель-логопед должен иметь высшее дефектологическое образование, повышать свою квалификацию.
3. Учитель-логопед в своей работе руководствуется:
Конституцией Российской Федерации;
законами Российской Федерации;
решениями правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования;
Конвенцией о правах ребенка;
Уставом дошкольного образовательного учреждения;
инструкцией по охране жизни и здоровья детей дошкольного возраста;
настоящей должностной инструкцией;
Логопед должен знать:
Возрастную и специальную педагогику и психологию;
анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии;
методы и приемы предупреждения и исправления нарушений в речевом развитии обучающихся (воспитанников);
нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности;
программную методическую литературу по работе с обучающимися (воспитанниками), имеющими нарушения в речевом развитии;
новейшие достижения дефектологической науки;
правила и нормы труда; техники безопасности и противопожарной защиты.
2. Функции учителя-логопеда:
1. Осуществляет работу, направленную на предупреждение и максимальную коррекцию специфических нарушений речи и других отклонений в развитии психических процессов (памяти, мышления, внимания и др.).
2. Разрабатывает план мероприятий, направленных на профилактику речевых расстройств у детей (воспитанников) (консультации, семинары для воспитателей, других специалистов ДОУ, родителей (лиц, их заменяющих) по работе над звуковой культурой речи).
3. Должностные обязанности:
1. Обследует и определяет структуру и степень выраженности речевых нарушений различного генеза у обучающихся (воспитанников) в возрасте от 3 до 7 лет.
2. Комплектует группы для занятий с учетом речевых нарушений обучающихся (воспитанников).
3. Проводит подгрупповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в речевом развитии, восстановлению нарушенных функций.
4. Работает в тесном контакте с воспитателями, другими специалистами образовательного учреждения, посещает занятия.
5. Консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим нарушения в развитии речи.
6. Ведет необходимую документацию.
7. Способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ.
8. Использует разнообразные формы, методы, приемы и средства обучения и коррекции в рамках государственных стандартов.
9. Обеспечивает уровень подготовки обучающихся (воспитанников), соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта, и несет ответственность за их реализацию в полном объеме.
10. Реализует образовательные программы дошкольного образовательного учреждения.
11. Соблюдает права и свободы обучающихся (воспитанников), содержащиеся в Законе России «Об образовании», Конвенции о правах ребенка.
12. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию.
13. Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы по обмену опытом работы в своем образовательном учреждении, районе, округе, городе.
14. Работает по графику, составленному исходя из 20-часовой рабочей недели, утвержденному руководителем образовательного учреждения, согласованному с профсоюзной организацией.
15. Осуществляет связь с родителями.
16. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников) в период образовательного процесса.
17. Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
18. Осуществляет динамическое наблюдение за детьми, прошедшими курс коррекционных занятий, посредством взаимодействия с учителями начальных классов школ, учителями-логопедами школ, воспитателями ДОУ.
Права учителя-логопеда:
1. Учитель-логопед имеет все социальные права, предусмотренные законодательством России.
2. Учитель-логопед имеет право присутствовать на любых занятиях, проводимых с дошкольниками.
3. Повышать свою квалификацию.
4. Проходить аттестацию в соответствии с «Положением о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» от 26.06.2000 №1908.
5. Имеет отпуск 56 календарных дней (48 рабочих дней).
Ответственность учителя-логопеда:
1. Учитель-логопед несет ответственность за организацию пропедевтической и коррекционной работы в образовательном учреждении.
2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, за нарушение должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, иных локальных нормативных актов, законных распоряжений органов управления образованием, распоряжений и приказов руководителя образовательного учреждения несет дисциплинарное наказание вплоть до увольнения с должности.
3. За нарушение инструкции по охране жизни и здоровья детей, санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса учитель-логопед привлекается к административной ответственности в порядке и случаях, предусмотренных законодательством.
Инструкция по технике безопасности учителя-логопеда:
Вводная часть.
1. Учитель-логопед должен знать и соблюдать инструкцию по охране жизни и здоровья детей, технике безопасности, строго соблюдать трудовую и производственную дисциплину.
2. Изучать и совершенствовать безопасные приемы труда.
3. Добиваться быстрейшего устранения недостатков в работе, вызывающих несчастные случаи.
4. Строго соблюдать инструкцию по правилам безопасного пользования электрооборудованием, санитарные правила, правила пожарной безопасности и правила личной гигиены.
Перед началом работы необходимо:
1. Тщательно вымыть руки.
2. Подготовить для работы все необходимое.
3. Произвести стерилизацию логопедических зондов:
Кипячением в стерилизаторе;
- обработкой этиловым спиртом.
Во время работы необходимо:
1. Выполнять требования врача, связанные с охраной и укреплением здоровья детей.