Разработка коммерческой стратегии предприятия в автотранспортном предприятии. Миссия и цели автотранспортной организации. Модель "привлекательность рынка - преимущества в конкуренции"
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
Разработка эффективной стратегии развития предприятия в долгосрочном периоде на основе оценки влияния факторов внешней и внутренней среды. Анализ экономических показателей его деятельности, конкурентной среды, конъюнктуры рынка, функций маркетинга.
курсовая работа , добавлен 15.12.2015
Понятие и сущность функциональных стратегий организации: маркетинга, производства, финансовой, научно-исследовательских и опытно-кострукторских работ. Общая характеристика предприятия ООО "СКА-Сервис". Оценка конкурентной среды организации и swot-анализ.
реферат , добавлен 23.05.2015
О понятиях конкуренции. Предпосылки выбора конкурентной стратегии предприятия. Характеристика предприятия–изготовителя, поставщика продукции. О методике подхода к построению конкурентной стратегии. Актуальные стратегии конкурентной борьбы на рынке.
реферат , добавлен 23.08.2002
Экономическое содержание, значение и методические основы анализа валовой прибыли современного торгового предприятия. Анализ формирования и распределения чистой прибыли организации. Разработка стратегии развития ООО "Эгида" с применением SWOT-анализа.
дипломная работа , добавлен 14.09.2014
Общие принципы формирования стратегии развития предприятия и осуществления стратегического управления. Понятие, назначение, этапы и виды стратегического планирования. Общий вид структуры стратегического плана. Факторы для выбора экономической стратегии.
курсовая работа , добавлен 01.12.2014
Анализ уровня инвестиционной привлекательности отрасли и конкурентной позиции компании. Финансовая оценка стратегических альтернатив и формирование образа будущего компании. Разработка маркетингового, организационного и технологического плана развития.
реферат , добавлен 11.07.2011
Определение технико-экономических показателей автотранспортного предприятия (АТП). Расчет потребностей АТП в материальных, трудовых и финансовых ресурсах. Оценка рационального варианта плана организации производства с учетом маркетинговой стратегии.
курсовая работа , добавлен 12.11.2012
Характеристика состояния малого бизнеса в Калининградской области. Анализ процесса разработки и оценка конкурентной стратегии ООО "Балтмедэксп" в условиях неопределённости внешней среды. Финансово-хозяйственная деятельность, построение дерева целей.
дипломная работа , добавлен 25.11.2012
Стратегия развития транспорта Российской Федерации на перспективу 2020-2030 гг. ориентирована на динамичные изменения в экономике по «сценарию ускоренной диверсификации». Данный сценарий предполагает достижение среднегодовых темпов роста валового внутреннего продукта (ВВП) в размере 5-6% с последующим их повышением до 6-8% в период 2010-2015 гг. при интенсификации инвестиционной деятельности и быстром росте реальных доходов населения. Транспортная стратегия определяет миссию государства, стратегическую цель, приоритеты и основные направления развития транспорта и составляющих его видов с учетом специфики перевозок в различных видах сообщения.
Миссия государства в сфере функционирования и развития транспортной системы определена как создание условий экономического роста, повышение конкурентоспособности национальной экономики и качества жизни населения благодаря доступу к безопасным и качественным транспортным услугам, а также превращение геоэко- номических особенностей России в ее конкурентное преимущество.
С реализацией данной миссии связана стратегическая цель государственной политики в сфере развития транспортной системы: формирование грузопроводящей и нассажирообслуживающей систем, обеспечивающих полное удовлетворение потребностей в качественных транспортных услугах, успешно конкурирующих с лучшими мировыми аналогами для социально ориентированного развития экономики и общества Российской Федерации.
Эта стратегическая цель предполагает решение следующих задач:
- ? формирование единого транспортного пространства страны (техника, технологическая инфраструктура, стандарты технической совместимости и информационной среды различных видов транспорта);
- ? обеспечение доступности инфраструктуры транспортного комплекса для всех слоев населения и грузовладельцев независимо от формы собственности;
- ? повышение уровня транспортной безопасности и экономической устойчивости предприятий транспорта;
- ? снижение вредного воздействия транспорта на окружающую
Успешное решение этих задач требует:
- ? интеграции и укрупнения транспортных предприятий;
- ? реализации проектов и программ развития и модернизации транспортной инфраструктуры, применения транспортных средств с высокой топливной эффективностью (низким удельным расходом топлива на единицу транспортной работы), ликвидации отставания в области современных транспортных технологий, в том числе информационных;
- ? внедрения эффективных механизмов финансовой поддержки предприятий, выполняющих социально значимые, но убыточные перевозки пассажиров на различных видах транспорта и др.
Под развитием транспорта в данном случае понимается процесс количественно-качественных изменений в сфере транспорта, включающий:
- ? расширение сети путей сообщения (новое транспортное строительство);
- ? внедрение более эффективных транспортных технологий;
- ? применение безопасных, технически более надежных и производительных транспортных средств с высокими экологическими характеристиками;
- ? широкое использование при управлении перевозочным процессом современных информационных технологий.
Из сказанного следует, что основное внимание в перспективном развитии транспорта в целом и пассажирского в частности должно сместиться с рыночного реформирования на техническое перевооружение, модернизацию и технологическое совершенствование работы путей сообщения Российской Федерации.
Пассажирские перевозки выполняют все виды транспорта, включая водный (речной и морской) и воздушный. Однако роль последних не является решающей 1 , и поэтому основное внимание здесь уделяется автомобильному, городскому (включая метрополитены) и железнодорожному транспорту.
Утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17.06.2008 № 877-р Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года определяет перспективное развитие от-
" По данным за 2009 г. суммарное отправление пассажиров на видах транспорта составляло 21,2 млрд человек в год, из них водным и воздушным транспортом было перевезено 54,2 млн человек, или 0,3% общего отправления.
расли в двух вариантах - минимальном и максимальном. В качестве целеполагающего принят максимальный вариант при двухэтапной схеме его реализации.
Задача первого этана, который рассчитан на 2008-2015 гг., - эго коренная модернизация производственной базы отрасли и снятие ограничений в пропускных и провозных способностях для того, чтобы обеспечить растущий спрос на грузовые и пассажирские перевозки. В этот период намечено активное применение механизмов государственно-частного партнерства для реализации инфраструктурных проектов (сооружение высокоскоростной линии Санкт-Петербург - Москва, модернизация железнодорожной магистрали Центр - Юг для скоростного пассажирского движения и др.). Должна произойти полная замена подвижного состава и технических средств с истекшими сроками службы на новую технику с более высокой производительностью и низкой ремонтоемкостью.
Реализация второго этапа стратегического развития (2016- 2030 гг.) должна кардинально повысить транспортную обеспеченность страны за счет расширения сети железных дорог и на этой основе ускорить развитие регионов и отраслей экономики, стимулировать появление дополнительных точек экономического роста. Осуществление второго этапа «Сгратегии-2030» обеспечит необходимые инфраструктурные условия для лидерства России не только по динамике макроэкономических показателей, но и но качеству транспортного обслуживания населения страны. Транспорт будет способствовать максимальному использованию выгодного географического положения России на торговых путях между Европой, Азией и Северной Америкой. Для обеспечения мобильности населения, дальнейшего повышения скорости пассажирских перевозок на втором этане будут построены высокоскоростные магистрали Москва - Нижний Новгород, Москва - Смоленск - Западная граница. Для пассажиров реализация стратегии должна кардинально повысить уровень сервиса и значительно расширить географию транспортного обслуживания населения. Средняя маршрутная скорость пассажирских поездов дальнего следования должна возрасти на основных направлениях на 20% - до 72 км/ч.
Значительно сократится время в пути следования между Москвой и Санкт-Петербургом - до 2,5 ч; Москвой и Нижним Новгородом - до 2 ч; Москвой и Берлином - до 10 ч; Москвой и Сочи - до 15 ч.
Линии скоростных пассажирских перевозок будут созданы не только в Центральном районе, но и в Поволжье, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке.
Всего в результате реализации стратегии но максимальному варианту к 2030 г. будет построено свыше 20 гыс. км новых железнодорожных линий. Грузооборот возрастет почти на 70%, а пассажирообо- рог - на 30%. Будет закуплено свыше 23 гыс. локомотивов, почти миллион грузовых и около 30 гыс. пассажирских вагонов, свыше 24 тыс. вагонов пригородных электропоездов.
Плотность железнодорожной сети к 2030 г. намечено повысить почти на 24%, прежде всего в регионах Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. Четыре субъекта РФ (республики Алтай и Тыва, Магаданская область и Ненецкий автономный округ) получат дополнительные выходы на общую сеть железных дорог страны.
В числе неотложных задач государства в области автомобильного транспорта - снижение количества и тяжести ДТП. Разработанная обширная государственная программа повышения безопасности дорожного движения включает в себя:
- ? формирование общественного мнения относительно дорожной аварийности как проблемы общенационального характера, расширение спектра воспитательных мер но повышению общей «дорожной культуры» граждан России;
- ? совершенствование системы технического регулирования на автомобильном и наземном городском электрическом транспорте в целях обеспечения конструктивной и эксплуатационной безопасности транспортных средств;
- ? совершенствование профессиональных навыков и ответственности водителей автотранспортных средств и лиц, участвующих в их подготовке и допуске к управлению;
- ? развитие и улучшение улично-дорожной сети, совершенствование организации дорожного движения;
- ? совершенствование контрольно-надзорной деятельности в области повышения безопасности дорожного движения;
- ? приведение мер административной и уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения в соответствие с общественной опасностью этих нарушений;
- ? значительное увеличение ассигнований, направляемых на повышение технического обеспечения системы безопасности дорожного движения, обучение и переподготовку водителей, создание систем связи и оказания первой медицинской помощи пострадавшим.
Действующая государственная система мер но организации и проведению антитеррорисгических мероприятий на объектах транспорта, но созданию методов и средств защиты населения и среды обитания должна совершенствоваться адекватно существующим угрозам террористических воздействий на путях сообщения.
Меры но снижению экологического воздействия автотранспорта на окружающую среду необходимо проводить системно и реализовывать в первую очередь посредством дифференцированного налогового регулирования, стимулирующего производство и эксплуатацию наиболее экологичных автомобилей, топлив и ресурсосберегающих транспортных технологий. Эти меры должны обеспечить реализацию принципа «загрязнитель платит».
Требования к техническому уровню производимых в стране и импортируемых автомобилей должны вырабатываться и предъявляться на государственном уровне системно, с учетом комплекса экономических и социальных факторов. Для реализации этого принципа целесообразно усовершенствовать механизмы сертификации и стандартизации качеств автомобилей, предусмотрев усиление роли органов управления транспортом, ответственных за их эксплуатацию, а также совершенствование политики импорта (производства) автомобилей с ориентацией прежде всего на интересы их пользователей.
При проведении государственной автотранспортной политики по обеспечению функционирования и дальнейшего развития отрасли необходимо четкое разграничение функций федеральных, региональных и местных органов управления транспортом в зависимости от уровня решаемых проблем. Особое внимание при этом должно быть уделено межведомственному взаимодействию органов государственного управления на различных уровнях но наиболее актуальным проблемам развития автотранспортного комплекса, включая его интеграцию в мировую транспортную систему, выведение из теневой экономики отдельных сегментов рынка автотранспортных услуг и но другим общенациональным проблемам.
Приоритетом государственной транспортной политики должно оставаться развитие городского пассажирского транспорта (ГПТ) общего пользования, услугами которого ежедневно пользуются две трети населения России.
Несмотря на то что организация транспортного обслуживания населения городов и пригородных зон не является прерогативой федеральных органов исполнительной власти, создание благоприятных условий для экономического реформирования ГПТ требует ряда ответственных решений на федеральном уровне.
Муниципальные предприятия ГПТ находятся иод влиянием нарастающей конкуренции со стороны стихийно действующих на маршрутах частных предприятий и индивидуальных предпринимателей.
Кроме того, сектор в целом испытывает растущую функциональную конкуренцию из-за роста числа легковых автомобилей в личном пользовании, которое помимо влияния на платежеспособный спрос в услугах ГПТ существенно осложняет условия работы подвижного состава ГПТ на городских улицах. Конкурентоспособность ГПТ будет определяться уровнем качества услуг ГПТ и их ценовой доступностью для основной массы населения.
Реформа ГПТ должна быть направлена на создание устойчиво функционирующей, экономически эффективной и доступной для большинства слоев населения системы городского и пригородного пассажирского транспорта. Экономическим содержанием реформы является повышение эффективности перевозок, создание равных условий для операторов различных форм собственности, переход от покрытия убытков операторов к рыночным отношениям между заказчиком перевозок и оператором.
Реформа в системе ГПТ начата и осуществляется на основании следующих принципов:
- ? муниципальной ответственности и полномочий (орган местного самоуправления несет полную ответственность за организацию транспортного обслуживания, является собственником соответствующей инфраструктуры и маршрутной сети, а также имеет все необходимые закрепленные федеральным законодательством полномочия);
- ? свободы выбора региональным или местным органом управления модели реформирования;
- ? постепенного выравнивания уровней транспортной обеспеченности городов на основе единых социальных стандартов;
- ? федеральной поддержки реформ (принцип «субсидии и гранты - в обмен на реформы»);
- ? развития конкурентности при свободе выбора конкурентной модели;
- ? разделения функций управления ГПТ и перевозочной деятельностью.
В крупнейших городах, где перегрузка уличной сети личными автомобилями создает серьезные препятствия для работы общественного транспорта, реформа ГПТ должна сопровождаться применением административно-правовых и экономических механизмов, разумно ограничивающих использование личных автомобилей при наличии альтернативных качественных услуг общественного транспорта, а также архитектурно-планировочных решений, создающих приоритетные условия для общественного транспорта. По мере роста жизненного уровня населения меры по реформированию ГПТ должны соировождаться развитием услуг такси и других услуг повышенной комфортности.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
Разработка целей и стратегии развития предприятия авиационной промышленности. Оценка рисков и стратегические альтернативы. Анализ макроокружения, сильных, слабых сторон, возможностей организации. Процедуры реализации стратегии для обеспечения "выживания".
курсовая работа , добавлен 30.07.2015
Сущность стратегического управления и его ключевые понятия. Анализ факторного воздействия внешнего окружения на организацию. Анализ внешней и внутренней среды, организационная структура автотранспортного предприятия "Ника", обоснование стратегии развития.
курсовая работа , добавлен 14.09.2011
Характеристика исследуемого предприятия на рынке транспортных услуг. Определение капитальных затрат на реализацию производственного плана. Разработка финансового плана предприятия. Расчет расходов и прибыли предприятия, а также точки безубыточности.
курсовая работа , добавлен 28.09.2017
Стратегические подходы к развитию организации. Анализ деятельности ООО "Лоджистик". Оценка перспектив развития предприятия. Определение привлекательности стратегических направлений деятельности и их обоснование. План по реализации стратегии развития.
дипломная работа , добавлен 05.01.2015
Стратегическое управление как инструмент достижения устойчивого развития предприятия в условиях изменчивости среды. Ситуационный анализ деятельности базового предприятия. Разработка и обоснование путей развития предприятия в рамках стратегии развития.
дипломная работа , добавлен 25.07.2009
Оценка потенциала ООО "СГК-Бурение" и долгосрочных тенденций технологического развития в нефтедобыче. Применение опыта по реинжинирингу и реструктуризации в управлении предприятием. Стратегические потребности в области обновления техники и технологии.
курсовая работа , добавлен 16.07.2011
Стратегический анализ внутренних ресурсов и внешней среды предприятия "Премиум лес". Описание продукции (услуг). Анализ рынка и конкурентов. Формирование стратегии предприятия (построение дерева целей). Основные показатели стратегического плана.
курсовая работа , добавлен 31.10.2014
РАЗВИТИЕ АВТОТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Необходимость непрерывного и целенаправленного развития АТП определяется тем, что экономически эффективные преобразования АТП - это предпосылка удлинения его жизненного цикла.
Каждое АТП проходит через определенные стадии перемен. Иногда причина этих перемен определена внешней средой. Так, массовое разукрупнение отечественных АТП в 90-е гг. XX в. происходило в связи с общей экономической ситуацией в стране. В других случаях менеджеры предприятий сами приходят к мысли о необходимости нововведений, например, признают необходимость приобретения таких автомобилей, которые позволили бы освоить международные перевозки, и/или необходимость расширения функции маркетинга при определенной ситуации на рынке транспортных услуг. Изменения, если объединить их по области реализации, могут касаться:
Техники, используемой на АТП, и технологии производства транспортных услуг. Такие изменения затрагивают методы организации перевозок и технического воздействия на подвижной состав, влияют на состав и структуру парка автомобилей и других основных фондов и т. п. Изменения заключаются и в обновлении знаний и навыков работников, соответствующем технико-технологическим новациям;
Перечня и структуры производимых АТП транспортных и других услуг. Это могут быть как изменения параметров качества уже освоенных транспортных услуг, так и выполнение новых для данного АТП услуг или его выход на новый сегмент рынка и т.п.;
Структуры организации управления АТП. Изменения здесь касаются не только размера АТП или типа его организационной структуры, но и системы вознаграждений работников, организации трудовых отношений, системы контроля и информации, финансовой отчетности и методов планирования и т.п.;
Корпоративной культуры. Здесь речь идет об изменениях в установках, ожиданиях, поведении работников, об изменениях принятых на АТП норм и правил и т.д.;
Другие изменения.
Обоснование и выбор стратегии развития АТП. Изменения, проводимые в АТП, должны отвечать стратегии АТП (см. рис. 3.5), за разработку которой отвечают работники высших уровней управления. В существующих сегодня условиях хозяйствования обоснование стратегии развития АТП - одна из ведущих задач управления его производственно-финансовой деятельностью.
При этом следует иметь в виду, что зачастую стратегию развития АТП определяют без помощи современных методов, в результате чего стратегия подменяется долгосрочным планом развития АТП. Такая подмена неоправданна, поскольку долгосрочное планирование в связи с бурной динамикой внешней среды в настоящее время зачастую оказывается несостоятельным.
Стратегия развития АТП предполагает использование такой формы управляемого развития как нововведение. Те изменения, которые происходят в АТП помимо воли менеджеров, не относятся к нововведениям. Не считается также нововведением и простое нарастание качества или количества по какому-либо определенному признаку (например, рост численности водителей, обновление однотипного подвижного состава и т.п.). Нововведением можно назвать то целенаправленное изменение, которое вносит в АТП новые относительно стабильные элементы. Это знак перехода АТП как системы из одного состояния в другое (более стабильное).
Обоснование стратегии развития выполняется на основе анализа внешней среды АТП и внутренних факторов эффективности его деятельности с учетом их взаимосвязей и обусловленного этими взаимосвязями синергетического эффекта.
В настоящем учебном пособии мы не детализируем содержание и методы анализа, предшествующего разработке стратегии, так как они являются предметом рассмотрения учебной дисциплины «Стратегическое планирование». Литература по этим вопросам представлена достаточно широко . Кроме того, в гл. 7 дано общее описание организации аналитической работы на предприятии. Не останавливаясь на процедуре анализа, все же подчеркнем, что правильный выбор стратегии развития АТП во многом зависит от качества его комплексной диагностики.
Стратегия развития предприятия должна отражать не только направленность в решении его основных проблем, но и реальные возможности АТП (финансовые, организационные, кадровые), а также учитывать наиболее вероятные изменения внешней и внутренней среды. Характерными особенностями стратегии являются ее непрерывность и трансформация, что определяет необходимость постоянного управления развитием АТП.
Кроме общей для АТП стратегии развития, в крупном АТП могут разрабатываться также:
деловая стратегия, направленная на обеспечение эффективных стратегий развития отдельных видов деятельности, напри-
Мер: контейнерных перевозок; экспедиционной деятельности; международных перевозок и т.д.;
операционная стратегия, устанавливаемая для основных структурных единиц, например для территориально отделенного филиала АТП;
функциональная стратегия, формируемая для каждого функционального направления определенной сферы деятельности АТП. Так, это может быть разрабатываемая АТП стратегия логистики, стратегия финансов, стратегия маркетинга, кадровая стратегия, стратегия информационно-аналитического обеспечения управления предприятием и др.
Развитие АТП в соответствии с выбранной им стратегией может происходить в форме организационного перепроектирования, которое достигается следующими взаимосвязанными действиями:
Определение перспективы и целей развития АТП, разработка показателей достижения этих целей и общей программы необходимых действий по преобразованию АТП;
реструктуризация (структурное реформирование) - проведение совокупности мероприятий по комплексному переустройству АТП в соответствии со стратегией его развития. Это цепь взаимосвязанных организационных инноваций, предназначенных для обретения предприятием способности адекватно реагировать на динамичные изменения внешней среды и достижения им текущей и долгосрочной конкурентоспособности;
Установление четких процедур совершенствования связи АТП с внешней средой, что позволяет повысить адаптивность АТП путем внутриорганизационных перестроек;
Обеспечение работников АТП новыми знаниями, новыми навыками и задачами, формирование позитивного представления работников об ожидаемых в результате реструктуризации выгодах и системах вознаграждения за труд.
Реструктуризацию АТП можно считать высокоэффективным рычагом повышения конкурентоспособности АТП, так как она предполагает совершенствование структуры и функций управления; технические и технологические преобразования; изменение финансово-экономической политики АТП. Реализация программы реструктуризации АТП непосредственно связана с его инно-вационностью - способностью осваивать новации в технико-технологической, управленческой и других сферах финансово-хозяйственной деятельности АТП. Как правило, реструктуризация включает в себя реструктуризацию активов АТП.
Определение приоритета задач реструктуризации и очередности их решения. Несмотря на то, что реструктуризация должна быть комплексной, все же в ее ходе следует установить приоритет решаемых задач и определить очередность внедрения проектов. Такая оценка может быть проведена на основе анализа задач развития
АТП, выявленных в результате его диагностики. К таким задачам могут относиться обновление подвижного состава; использование субконтрактных отношений; переход к другому типу организационной структуры; слияние с другим транспортным предприятием; использование прогрессивных методов организации перевозок; освоение предприятием производства других услуг (другой продукции); внедрение системы управления качеством перевозок или общей системы управления качеством; децентрализация управления и формирование центров ответственности; изменение схемы материально-технического снабжения; оптимизация административной нагрузки; внедрение адекватных информационных технологий; введение норм поведения работников АТП и т.д.
Составив общий перечень задач реструктуризации, следует упорядочить этот перечень - исключить дублирование задач, их взаимовключение, а также уравнять масштаб задач. Неудовлетворяющие этим требованиям формулировки задач должны быть исключены из их общего перечня. Таким образом достигаются сопоставимость, взаимосвязь и одновременно некоторая автономность задач.
Уточненный перечень задач реструктуризации должен подвергнуться экспертной оценке, в результате которой устанавливают ранг (значимость) каждой задачи и отбирают задачи, наиболее актуальные для АТП в данный момент его существования. Задачи, не требующие немедленного решения, могут быть либо исключены из списка, либо помещены в список задач следующей очереди.
Наиболее актуальные задачи реструктуризации оценивают затем с позиций вероятности их успешного решения. Здесь учитываются как финансовые возможности АТП, так и степень его компетенции в решении отдельных задач, т. е. насколько возможно в ходе решения задач преодолеть влияние внешних факторов. На этом этапе снова происходит отбор задач, т.е. список их вновь сокращается.
Те задачи, которые удачно сформулированы и одновременно оцениваются как особо актуальные, а также могут быть решены в основном силами самого АТП, рассматриваются далее с точки зрения стратегии АТП: выясняется, насколько решение этих задач соответствует стратегическим целям. В программу реструктуризации включают те задачи, которые удовлетворяют этому требованию.
Такой многоэтапный отбор задач позволяет обеспечить эффективность мероприятий, предусмотренных программой реструктуризации АТП и избежать распыления сил и средств предприятия.
Реструктуризация (реформирование структуры) может включать в себя любые изменения в номенклатуре услуг, производимых АТП: изменение в структуре его капитала; образование биз-
Нес-единиц; процедуры слияния предприятий и т.д. Поэтому реструктуризация - это категория не только экономическая и организационно-управленческая, но и юридическая.
Чаще всего реструктуризация включает в себя четыре основных этапа:
1) диагностика финансового положения АТП, анализ его технико-экономического состояния, оценка сильных и слабых сторон, маркетинговые исследования на рынке транспортных услуг, ранжирование проблем, выявление основных задач реструктуризации;
2) уточнение стратегии развития предприятия с учетом результатов диагностики и выделения отдельных стратегических подцелей. Формирование организационной концепции развития АТП;
3) проектирование изменений в составе и организационной структуре управления и в составе и структуре управленческого персонала АТП. Если предполагаются радикальные изменения (реорганизация предприятия), то необходима разработка детального проекта этих изменений, предусматривающая решение вопросов подбора персонала, юридической поддержки, инженерного и информационного обеспечения деятельности новых структурных единиц, внутреннего ценообразования, финансового контроля и т.п.;
4) разработка и реализация программы мероприятий по реструктуризации предприятия в соответствии с выводами, принятыми в ходе первых двух этапов. В программе указьшаются не только конкретные мероприятия, но и сроки их выполнения, ответственные исполнители, а также необходимые финансовые средства.
Преодоление социально-психологических проблем реформирования АТП. Следует выделить группу социальных факторов развития АТП. Особое внимание к социальным факторам объясняется следующим.
Необходимость поиска общих решений экономических и социальных проблем, возникающих в процессе трудовой деятельности человека в рамках определенного АТП, определяется тем, что экономические явления АТП следует анализировать и проектировать с учетом интересов и работников, и АТП, а не только в связи с конечными результатами производственно-финансовой деятельности АТП.
При проектировании решений, направленных на развитие АТП, чаще всего исходят из той посылки, что все работники безусловно разделяют эту цель и подчиняют ей свои прочие интересы.
Однако существуют факторы, дополняющие, уточняющие, ограничивающие или даже заменяющие цель развития АТП для конкретного работника {группы работников). Ниже перечислены некоторые из этих факторов.
1. Стремясь сохранить хорошие взаимоотношения и не нанести обиды сотрудникам, работники могут отказаться от жесткого соблюдения тех процедур, которые обеспечивают процесс развития АТП. Так, менеджер по перевозкам может сознательно ослабить контроль за деятельностью водителей, исходя из желания не вступать с ними в конфликт, и дать возможность приписок объемов работ, работы «на стороне» и т.п.
2. Часть исполнителей может воздержаться от предложений и действий, направленных на развитие АТП, так как в противном случае это будет нарушать порядок, заведенный и пропагандируемый руководителем. Это относится, например, к широко используемой практике привлечения водителей к ремонтно-обслужива-ющим работам, что является экономически нерациональным, но, к сожалению, традиционным для многих АТП решением.
3. Стремление работников избежать риска может стать причиной отказа от реализации некоторых методов развития, даже если эти методы достаточно проверены и оправдали себя в практике других предприятий. На автомобильном транспорте такое стремление особенно характерно для малых предприятий, предпочитающих уклонение от риска.
4. Интересы работников могут быть направлены прежде всего на свою заработную плату, и эта заинтересованность часто более сильна, чем заинтересованность в прибыли АТП, доходах его собственников и т.п.
5. Возможно, что заинтересованность в развитии АТП отходит на задний план в силу желания определенной группы руководителей (менеджеров) сохранить контроль в своих руках. В частности, борьба за власть, стремление к повышению статуса и т.п. могут привести к принятию решений, противоречащих целям развития АТП.
6. На пути мер, обеспечивающих развитие АТП, могут встать и такие, казалось бы неожиданные, факторы, как желание руководителя осуществлять благотворительную деятельность или стремление быть в ладу с собственной совестью, а также стремление работников к особому мастерству, самоценная демонстрация своих профессиональных возможностей и т. п. Эти факторы могут с большой вероятностью войти в противоречие с отдельными решениями.
7. При наличии осознанного стремления работников к развитию АТП эта цель все же может быть не достигнута в полной мере в связи с недостаточным уровнем их профессиональной компетентности, что может и не осознаваться работниками или осознаваться ими не в полной мере.
Итак, можно отметить, что каждая из проблем реструктуризации АТП связана с принятием достаточно сложных решений, с преодолением не только информационной неопределенности, но
И традиционной недооценки социально-психологических проблем реформирования. Однако если в ходе преобразований пренебречь этими проблемами, то структурное реформирование (реструктуризация) АТП не достигнет цели, и предприятие не перейдет в качественно новое высокоэффективное состояние.
Общий экономический эффект реструктуризации складывается из четырех компонентов: эффекта с точки зрения собственника (руководителя) предприятия, с точки зрения кредиторов, с точки зрения бюджета и социального эффекта.
Как правило, развитие предприятия требует вложений денежных средств, и здесь на первый план выходит проблема инвестирования предприятия, кратко представленная в следующем подразделе и более подробно рассмотренная в гл. 14.