Единоначалие в вооруженных силах рф. Зачем единоначалие в армии Единоначалие и субординация вооруженных сил рф

Единоначалие в Вооруженных Силах РФ

"...33. Единоначалие является одним из основных принципов строительства Вооруженных Сил, руководства ими и взаимоотношений между военнослужащими. Единоначалие заключается в наделении командира (начальника) всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и возложении на него персональной ответственности перед государством за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего.

Единоначалие выражается в праве командира (начальника), исходя из всесторонней оценки обстановки, единолично принимать решения, отдавать в установленном порядке соответствующие приказы и обеспечивать их выполнение..."

Источник:

Указ Президента РФ от 10.11.2007 N 1495 (ред. от 29.07.2011) "Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации" (вместе с "Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации", "Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации", "Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации")


Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .

Смотреть что такое "Единоначалие в Вооруженных Силах РФ" в других словарях:

    ЕДИНОНАЧАЛИЕ - порядок управления, предполагающий сосредоточение адм. властных полномочий у одного должностного лица. Е. имеет место в сфере исполнительной, но не законодательной, распорядительной или судебной власти. Обратной стороной Е. является подчиненность … Православная энциклопедия

    Единоначалие (в Вооружённых Силах СССР) - Единоначалие в Вооружённых Силах СССР, форма единовластного управления подчинёнными войсками и учреждениями на основании прав, предоставляемых законами и регламентируемых уставами и приказами вышестоящих начальников. Командир является… …

    Единоначалие - I Единоначалие один из важнейших принципов управления социалистическим производством, заключающийся в предоставлении руководителям различных звеньев народного хозяйства такой полноты прав в принятии решений, которая необходима для… … Большая советская энциклопедия

    Комиссар (в воинском подразделении) - У этого термина существуют и другие значения, см. Комиссар. Комиссар (curator ; commissarius ; (лат.)) в воинском подразделении назначенный в подразделение, часть, соединение, объединение специальный представитель… … Википедия

    Военные комиссары - 1) представители Коммунистической партии и Советской власти в частях (на кораблях), учреждениях, соединениях Вооружённых Сил в период (с перерывами) 1918 42. Институт В. к. образован во время Гражданской войны. 4 марта 1918 постановлением … Большая советская энциклопедия

    ВОЕННЫЕ КОМИССАРЫ - 1) представители Военно революционных комитетов в период подготовки и проведения Вел. Окт. революции; назначались во мн. воинские части, красногвард. отряды, войсковые гарнизоны и отд. р ны; 2) представители Коммунистич. партии в частях (на… … Советская историческая энциклопедия

    Военная реформа 1924-25 - в СССР. После окончания Гражданской войны и военной интервенции 1918 20 (См. Гражданская война и военная интервенция 1918 20) Коммунистическая партия и Советское правительство, используя временную стабилизацию международной обстановки,… … Большая советская энциклопедия - Совет государственной обороны (СГО) верховная военно руководящая инстанция в Российской империи в 1905 1909 годах, надведомственный и внеправительственный орган, призванный координировать деятельность военного и морского ведомств… … Википедия

ЕДИНОНАЧАЛИЕ

организационная форма руководства в государственном управлении, при которой во главе органа управления, подразделения, учреждения или организации стоит одно должностное лицо, управомоченное единолично принимать юридически обязательные акты управления. Е. создает возможность оперативного принятия управленческих решений и повышает персональную ответственность руководителей. На основе Е. строится деятельность министерств, иных федеральных органов исполнительной власти, федеральных служб.

Е. - один из принципов строительства ВС РФ и других милитаризованных структур (федеральная служба безопасности, внешняя разведка, федеральная пограничная служба и пограничные войска, органы внутренних дел и внутренние войска и т.п.), руководства ими и взаимоотношений между военнослужащими. Заключается в наделении командира (начальника) всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и возложении на него персональной ответственности перед государством за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего. Е. выражается в праве командира (начальника), исходя из всесторонней оценки обстановки, единолично принимать решение, отдавать соответствующие приказы в строгом соответствии с требованиями законов и воинских уставов и обеспечивать их выполнение. Обсуждение прика-

за не допускается, а неповиновение или другое неисполнение приказа, повлекшее за собой вредные последствия, является преступлением против военной службы. Подчиненный обязан беспрекословно выполнять приказы начальства.

Командир в мирное и военное время отвечает за: боевую и мобилизационную готовность вверенной ему воинской части (подразделения); успешное выполнение воинской частью (подразделением) боевых задач; боевую подготовку, воспитание, воинскую дисциплину, морально-психологическое состояние личного состава и безопасность военной службы; внутренний порядок; состояние и сохранность вооружения, военной техники и других материальных средств; техническое, материальное, финансовое, социально-правовое и бытовое обеспечение. Служебная деятельность командира-единоначальника реализуется в следующих правовых формах: издание приказов и иных правовых актов; утверждение распорядка дня и регламента служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту; назначение административных расследований и дознаний; привлечение подчиненных к дисциплинарной и материальной ответственности и др.

Шапинский В.И., Колодкин Л.М.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ЕДИНОНАЧАЛИЕ" в других словарях:

    Единоначалие … Орфографический словарь-справочник

    ЕДИНОНАЧАЛИЕ, единоначалия, мн. нет, ср. (книжн.). Единоличное управление. На всех фабриках и заводах вместо коллегиального управления введено единоначалие. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    Форма организации управления, при которой во главе ор гана управления (его структурного подразделения), предприятия, учрежде ния или организации стоит одно лицо, правомочное принимать юридически обязательные решения. Словарь финансовых терминов … Финансовый словарь

    Единоличие, единовластие; полновластие, единодержавие Словарь русских синонимов. единоначалие сущ., кол во синонимов: 4 единовластие (4) … Словарь синонимов

    Принцип, означающий предоставление руководителю каких либо органа, учреждения, предприятия полномочий, необходимых для выполнения его функций, а также установление его персональной ответственности за результаты работы … Юридический словарь

    Организации управления, при которой глава фирмы, компании, организации правомочен принимать юридически обязательные решения для всех работников, занятых в данных фирмах и организациях. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    Принцип управления, означающий предоставление руководителю какого либо органа, учреждения, предприятия полномочий, необходимых для выполнения его функций, а также установление его персональной ответственности за результаты работы … Большой Энциклопедический словарь

    Принцип построения организации, согласно которому подчиненный должен принимать полномочия … Словарь терминов антикризисного управления

    ЕДИНОНАЧАЛИЕ, я, ср. Единоличное управление, единовластие. Принцип единоначалия. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Англ. one man management; нем. Einzelleitung. Принцип управления, представляющий руководителю широкие полномочия, необходимые для успешного выполнения его функций, и устанавливающий его персональную ответственность за результаты работы. Antinazi … Энциклопедия социологии

    Принцип управления, означающий предоставление руководителю какого либо органа, учреждения, предприятия полномочий, необходимых для выполнения его функций, а также установление его персональной ответственности за результаты работы. Политическая… … Политология. Словарь.

Книги

  • Главы государства российского Выдающиеся правители о которых должна знать вся страна , В этой книге рассказано обо всех государях России, правивших ею за последние десять веков. Конечно, с течением времени правление государей трансформировалось, но одно оставалось неизменным -… Категория:

Приказ Военного министра СССР № 0085 "О состоянии воинской дисциплины в Советской Армии и мерах по ее укреплению"

В апреле с.г. состоялось заседание Главного Военного Совета Военного Министерства, на котором был обсужден вопрос о состоянии воинской дисциплины в Советской Армии и мерах по её укреплению.

Главный Военный Совет установил:

1. Существующее в настоящее время положение с дисциплиной среди личного состава значительной части войсковых соединений является неблагополучным, не отвечает требованиям постоянной боевой готовности войск и в дальнейшем не может быть терпимо.
Количество чрезвычайных происшествий и дисциплинарных проступков в 1950 году, особенно проступков, непосредственно влияющих на боевую готовность - дезертирство, самовольные отлучки, грубость и пререкания подчиненных с начальниками, случаи прямого невыполнения приказаний, пьянство военнослужащих, нарушение уставных требований в караульной службе, небрежное отношение к оружию и боевой технике - в ряде военных округов, групп войск, воздушных армий и районов ПВО не только не сократилось, но даже возросло.


2. Состояние воинской дисциплины и боевой готовности в Центральной группе войск (Главнокомандующий генерал-лейтенант СВИРИДОВ) совершенно неудовлетворительное. В войсках группы отмечено много фактов политической беспечности и притупления бдительности, резко увеличилось количество чрезвычайных происшествий.
Наиболее отстающими в вопросах воинской дисциплины являются также: Ленинградский военный округ (Командующий генерал-полковник ЛУЧИНСКИЙ),
Прибалтийский военный округ (Командующий генерал армии БАГРАМЯН),
Одесский военный округ (Командующий генерал-полковник ПУХОВ),
Московский военный округ (Командующий генерал-полковник АРТЕМЬЕВ),
Северо-Кавказский военный округ (Командующий генерал-полковник ТРОФИМЕНКО),
Южно-Уральский военный округ (Командующий генерал-полковник БЕЛОВ),
Закавказский военный округ (Командующий генерал армии АНТОНОВ),
54 воздушная армия (Командующий генерал-лейтенант авиации СЕНАТОРОВ),
24 воздушная армия (Командующий Маршал авиации ВЕРШИНИН),
Ленинградский район ПВО (Командующий генерал-лейтенант ЩЕГЛОВ),
39 воздушно-десантный корпус (командир генерал-майор ТАВАРТКИЛАДЗЕ).

3. Главное Политическое Управление Советской Армии работало неудовлетворительно и не справилось с задачей обеспечения воспитания личного состава, особенно офицеров, в духе высокой воинской дисциплины. Руководящие работники Главного Политического Управления слабо связаны с войсками и редко бывают на местах.
Существующая практика издания директив Главным Политическим Управлением и политорганами на местах по вопросам партийно-политической работы в армии, параллельно с приказами и директивами Военного Министра, Главнокомандующих и Командующих, является неправильной и не способствует укреплению единоначалия.
4. Неправильная практика предания суду и ареста военнослужащих приводит к тому, что военная прокуратура и трибуналы, при попустительстве многих командиров и политработников, и иногда и без их ведома, нередко привлекают к суду и арестовывают военнослужащих без достаточных на то оснований.
В результате этого за последний год в армии осуждено большое количество военнослужащих. Тем более неправильным является положение, при котором офицеры предаются суду и арестовываются без ведома Военного Министра.

5. Основными причинами низкого уровня воинской дисциплины во многих соединениях и частях Советской Армии являются:
- Принижение роли командира-единоначальника, как основного звена в укреплении твердой воинской дисциплины, принижение прав командира и его авторитета.
- Низкая требовательность к подчиненным со стороны командиров и политработников, а в ряде случаев — попустительство к нарушителям воинской дисциплины и слабый контроль командиров, штабов и политорганов за выполнением уставов и приказов.
- Серьезные недостатки в работе по политическому и воинскому воспитанию военнослужащих. Многие политорганы, партийные и комсомольские организации плохо обеспечивают мероприятия командиров в насаждении ими твердой воинской дисциплины, нередко администрируют и подменяют командиров.
Допускают критику служебной деятельности командира, что способствует подрыву авторитета командира и порождает у него боязнь брать на себя полноту ответственности.
Некоторые вышестоящие командиры и политработники, из-за боязни критики, не выступают в защиту подчиненных им требовательных командиров в случаях необоснованного привлечения их к ответственности.
Ряд командиров перекладывает предоставленные им уставом права в отношении подчиненных на политотделы, парторганизации, прокуратуру и судебные органы.

Большая текучесть офицерского состава, что нарушает стабилизацию офицерских кадров и снижает боевую готовность войск, отрицательно отражаясь на политико-моральном состоянии и дисциплине офицеров.
- Отсутствие в войсках должного внимания подбору, подготовке и воспитанию сержантов и старшин, поддержанию их авторитета, как командиров и непосредственных воспитателей солдат.
Правовое положение, подготовка и материальное обеспечение сержантов не соответствует их роли ближайших помощников офицеров в деле установления строгого воинского порядка и высокой воинской дисциплины в подразделениях.
- Недостаточное внимание командиров и политработников к вопросам удовлетворения материально-бытовых нужд личного состава, в том числе и офицеров.

На основании решения Главного Военного Совета Военного Министерства, ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Командующим войсками и Военным Советам военных округов, групп войск, армий и районов ПВО серьезно укрепить воинскую дисциплину, навести твердый уставной порядок и на этой основе ликвидировать чрезвычайные происшествия в войсках.
2. Поднять и укрепить роль командира-единоначальника от Командующего войсками округа до командира подразделения включительно, как основного звена в деле повышения боевой готовности войск и укрепления воинской дисциплины.
Не допускать обсуждения служебной деятельности командиров-коммунистов и комсомольцев на партийных и комсомольских собраниях подразделений и частей.
3. Повысить требовательность командиров и политработников к подчиненным, усилить контроль командиров, штабов и политорганов за выполнением требований уставов и приказов.

4. В основу руководства со стороны Главкома войск Дальнего Востока, Командующих войсками и руководящего состава военных округов, групп войск, армий и районов ПВО положить непосредственную работу в войсках, имея при этом в центре внимания проверку выполнения войсками поставленных им задач, повышение боевой готовности соединений и частей и укрепление воинской дисциплины.
5. Главному Политическому Управлению и политорганам на местах коренным образом изменить стиль своей работы. Основной задачей по политическому и воинскому воспитанию считать укрепление единоначалия и авторитета командира, наведение твердого уставного порядка и укрепление воинской дисциплины на основе высокой требовательности к подчиненным.
6. При проверке боевой и политической подготовки войск, во всех случаях проверять состояние воинской дисциплины, оценку которой брать за основу при определении общей оценки соединений и частей.

7. Повысить знание всеми военнослужащими уставов Внутренней службы, Дисциплинарного, Строевого, Гарнизонной и Караульной служб. В этих целях:
- в летний период 1951 года дополнительно отвести по планам боевой подготовки на изучение перечисленных уставов 27 часов, в том числе и в учебных частях и подразделениях;
- во вновь перерабатываемых программах по боевой подготовке всех родов войск предусмотреть увеличение времени, отводимого на изучение указанных уставов;
- непосредственным начальникам проверить до 1 августа 1951 года всех подчиненных им офицеров, сержантов и старшин в знании перечисленных выше уставов. Результаты проверки знаний офицеров внести в очередные аттестации;
- ввести с осени 1951 года во всех военно-учебных заведениях преподавание курса военной администрации, а также основ воинского воспитания.
8. Командующим войсками военных округов, групп, воздушных армий и районов ПВО шире практиковать поощрение передовых по воинской дисциплине соединений и частей, путем объявления о них в приказах по округу и награждения их командиров и особо отличившихся офицеров, сержантов и солдат.

9. В целях ликвидации текучести офицерского состава запретить перемещения офицеров без достаточных к тому оснований. Плановые перемещения офицеров производить один раз в год: между округами - в период ноября-января месяцев; внутри округов - в ноябре и декабре месяцах.
10. Запретить перемещение рядового состава и сержантов между подразделениями, частями и соединениями. Перемещения, связанные с организационными мероприятиями и по другим важным причинам, производить только два раза в год, после окончания зимнего и летнего периодов обучения.
Выделение личного состава на работы производить подразделениями во главе с офицерским и сержантским составом. Сержантов и солдат, направляемых на работы, обязательно обеспечивать рабочим обмундированием.
В подразделениях, находящихся на работах, проводить занятия по политической и строевой подготовке и изучению уставов, для чего ежедневно отводить два часа.

11. Начальнику Генерального Штаба Советской Армии разработать и к 20.5 с.г. представить на утверждение соображения о сокращении штатных должностей сержантов, об улучшении комплектования полковых школ, учебных частей и подразделений переменным составом, о создании школ для сержантов строительных частей и предложения о порядке подготовки и переподготовки старшин.
12. Установить с 1952 года срок подготовки сержантов в полковых школах одиннадцать месяцев, в связи с чем пересмотреть учебные программы для полковых школ.
13. Моему Заместителю Маршалу Советского Союза тов. Соколовскому разработать и к 1 января 1952 г. издать учебник для сержантов.
14. Начальнику Главного Политического Управления Советской Армии к 20.5 с.г. представить предложения о порядке подготовки политического состава в военных училищах, а также об усовершенствовании политработников на политических курсах.
Одновременно представить пересмотренные программы политзанятий с сержантами и солдатами и планы политической подготовки офицеров.
15. Начальнику Генерального Штаба и Командующим войсками военных округов, групп, воздушных армий и районов ПВО провести необходимые мероприятия по обеспечению улучшения охраны складов, баз и арсеналов местными стрелковыми войсками и поддержания должного воинского порядка в гарнизонах.

16. За неудовлетворительное состояние воинской дисциплины и боевой готовности в Центральной группе войск, Главнокомандующему Центральной группой войск генерал-лейтенанту СВИРИДОВУ, Начальнику штаба группы генерал-лейтенанту ШЛЕМИНУ и Члену Военного Совета группы генерал-майору ПОМОРЦЕВУ объявить выговор.
17. Обратить внимание Командующих войсками: Ленинградского военного округа генерал-полковника ЛУЧИНСКОГО, Прибалтийского военного округа генерала армии БАГРАМЯНА,
Одесского военного округа генерал-полковника ПУХОВА,
Московского военного округа генерал-полковника АРТЕМЬЕВА,
Северо-Кавказского военного округа генерал-полковника ТРОФИМЕНКО,
Южно-Уральского военного округа генерал-полковника БЕЛОВА,
Закавказского военного округа генерала армии АНТОНОВА,
54 воздушной армии генерал-лейтенанта авиации СЕНАТОРОВА,
24 воздушной армии Маршала авиации ВЕРШИНИНА,
Ленинградского района ПВО генерал-лейтенанта ЩЕГЛОВА,
командира 39 воздушно-десантного корпуса генерал-майора ТАВАРТКИЛАДЗЕ на низкое состояние воинской дисциплины в подчиненных им войсках.

18. Приказ довести до командующих войсками и членов Военных Советов военных округов, групп войск, армий, районов ПВО, командующих родами войск, начальников главных управлений Военного Министерства и начальников политуправлений и политотделов до армии включительно в полном объеме.
Обязать командующих войсками округов, групп войск, районов ПВО, армий изучить настоящий приказ, за исключением пунктов 16 и 17, с командирами корпусов, дивизий, бригад, начальниками военных училищ и их заместителями и через них довести его до всех генералов и офицеров Советской Армии в части, их касающейся.
19. Начальнику Генерального Штаба Советской Армии и начальнику Главного Политического Управления Советской Армии установить контроль за выполнением настоящего приказа.

Военный Министр Союза ССР Маршал Советского Союза ВАСИЛЕВСКИЙ
Начальник Генерального Штаба Советской Армии генерал армии ШТЕМЕНКО

РГАНИ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 261. Лл. 27-29 об.

размер шрифта

УСТАВ ВНУТРЕННЕЙ СЛУЖБЫ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (утв- Указом Президента РФ от 14-12-93) (ред от 18-12-2006) (2019) Актуально в 2018 году

Единоначалие. Командиры (начальники) и подчиненные. Старшие и младшие

30. Единоначалие является одним из принципов строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, руководства ими и взаимоотношений между военнослужащими. Оно заключается в наделении командира (начальника) всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и возложении на него персональной ответственности перед государством за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего. Единоначалие выражается в праве командира (начальника), исходя из всесторонней оценки обстановки, единолично принимать решения, отдавать соответствующие приказы в строгом соответствии с требованиями законов и воинских уставов и обеспечивать их выполнение. Обсуждение приказа недопустимо, а неповиновение или другое неисполнение приказа является воинским преступлением.

31. По своему служебному положению и воинскому званию одни военнослужащие по отношению к другим могут быть начальниками или подчиненными.

Начальник имеет право отдавать подчиненному приказы и требовать их исполнения. Начальник должен быть для подчиненного примером тактичности и выдержанности и не должен допускать как фамильярности, так и предвзятости. За действия, унижающие человеческое достоинство подчиненного, начальник несет ответственность.

Подчиненный обязан беспрекословно выполнять приказы начальника. Выполнив приказ, он может подать жалобу, если считает, что по отношению к нему поступили неправильно. Лица гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации являются начальниками для подчиненных в соответствии с занимаемой штатной должностью.

32. Начальники, которым военнослужащие подчинены по службе, хотя бы и временно, являются прямыми начальниками. Ближайший к подчиненному прямой начальник называется непосредственным начальником.

33. По своему воинскому званию начальниками являются состоящие на военной службе:

Маршалы Российской Федерации, генералы армии, адмиралы флота для старших и младших офицеров, прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов;

Генералы, адмиралы, полковники и капитаны 1 ранга для младших офицеров, прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов;

Старшие офицеры в воинских званиях подполковник, капитан 2 ранга, майор, капитан 3 ранга для прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов;

Младшие офицеры для сержантов, старшин, солдат и матросов;

Прапорщики и мичманы для сержантов, старшин, солдат и матросов одной с ними воинской части;

Сержанты и старшины для солдат и матросов одной с ними воинской части.

34. Военнослужащие, которые по своему служебному положению и воинскому званию (ст. 32, 33) не являются по отношению к другим военнослужащим их начальниками или подчиненными, могут быть старшими или младшими. Старшинство определяется воинскими званиями военнослужащих. Старшие по воинскому званию в случае нарушения младшими воинской дисциплины, общественного порядка, правил поведения, ношения военной формы одежды и выполнения воинского приветствия должны требовать от них устранения этих нарушений. Младшие по званию обязаны беспрекословно выполнять эти требования старших.

35. При совместном выполнении обязанностей военнослужащими, не подчиненными друг Другу, когда их служебные взаимоотношения не определены командиром (начальником), старший из них по должности, а при равных должностях старший по воинскому званию является начальником.

(англ. one-man management, unity of command; нем. Einzelleitung)

1. Единоличное управление, единовластие.

2. Наделение командира (начальника) всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и возложении на него персональной ответственности перед государством за все стороны жизни и деятельности (воинской части, подразделения и каждого военнослужащего).

3. Один из важнейших принципов управления производством, заключающийся в предоставлении руководителям различных звеньев народного хозяйства такой полноты прав в принятии решений, которая необходима для выполнения возложенных на них обязанностей, и в установлении персональной ответственности работников за порученное им дело.

4. Один из принципов строительства вооружённых сил и других милитаризованных структур (федеральная служба безопасности, внешняя разведка, федеральная пограничная служба и пограничные войска, органы внутренних дел и внутренние войска и т.п.), руководства ими и взаимоотношений между военнослужащими.

5. Один из принципов управления, заключающийся в единоличной ответственности за процесс принятия и реализации решений, что требует полного подчинения работников в производственном процессе воле одного руководителя при его личной ответственности за порученное дело.

6. Организационная форма руководства в государственном управлении, при которой во главе органа управления, подразделения, учреждения или организации стоит одно должностное лицо, управомоченное единолично принимать юридически обязательные акты управления.

7. Организация управления, при которой глава фирмы, компании, организации правомочен принимать юридически обязательные решения для всех работников, занятых в данной фирме или организации.

8. Подход в управлении, согласно которому руководитель лично принимает окончательное решение и несет за него персональную ответственность.

9. Принцип военного строительства и централизованного руководства армией и флотом, заключающийся в наделении командира (начальника) всей полнотой распорядительной власти и правами по отношению к подчиненным, в возложении на него персональной ответственности за все стороны жизни и деятельности войск (сил флота).

10. (Принцип (управления), означающий) предоставление руководителю какого-либо органа, учреждения, предприятия полномочий, необходимых для выполнения его функций, а также установление его персональной ответственности за результаты работы.

11. Принцип управления, означающий предоставление руководителю предприятия, учреждения, организации преимущественного права в принятии управленческих решений с возложением на руководителя единоличной ответственности.

12. Принцип управления, представляющий руководителю широкие полномочия, необходимые для успешного выполнения его функций, и устанавливающий его персональную ответственность за результаты работы.

13. Условие правильной организации управления, предполагающее разработку и принятие руководителем решения без согласования и обсуждения его в коллективе или с отдельными лицами.

14. Форма организации управления, при которой во главе органа управления предприятия, учреждения или организации стоит одно лицо, правомочное принимать юридически обязательные решения.

15. Форма организации управления, при которой глава органа управления предприятия, учреждения или организации (фирмы, компании) (его структурного подразделения) имеет право принимать решения, юридически обязательные для всех подчинённый работников .

Пояснения:
Для Единоначалия характерны следующие признаки:
- единоличный характер принятия управленческого решения;
- личная ответственность руководителя за реализацию принятых решений;
- осуществление последовательного и постоянного контроля за их реализацией;
- преимущественная ориентация на фиксированную систему должностных прав и обязанностей подчиненных;
- преимущественно вертикальные потоки управленческой информации: от руководителя к подчиненным (управляющая), от подчиненных к руководителю (информационно-содержательная).

Единоначалие предполагает всемерное укрепление дисциплины, строгое соблюдение законности в хозяйственных отношениях, повышение ответственности каждого руководителя за своевременное выполнение планов и заданий, за качество продукции, за бережное и разумное использование производственных ресурсов.

Единоначалие выражается в праве командира (начальника), исходя из всесторонней оценки обстановки, единолично принимать решения, отдавать соответствующие приказы и обеспечивать их выполнение в строгом соответствии с требованиями законов и воинских уставов.
Подчиненный обязан беспрекословно выполнять приказы начальства. Обсуждение приказа не допускается, а неповиновение или другое неисполнение приказа, повлекшее за собой вредные последствия, является преступлением против военной службы.
Осуществление Единоначалия требует от каждого руководителя достаточных знаний, которые дали бы ему возможность квалифицированно принимать решения по тем или иным вопросам. Он должен знать работу руководимого им участка, его технику, технологию, организацию; уметь организовать коллектив и сделать каждого работника активным участником выполнения поставленной задачи; хорошо ориентироваться в вопросах экономики, права, социологии, психологии. При этом руководитель опирается на широкий круг специалистов, на опыт передовых рабочих, которые помогают ему обеспечить должное руководство.

Служебная деятельность командира-единоначальника реализуется в следующих правовых формах:
- издание приказов и иных правовых актов;
- назначение административных расследований и дознаний;
- привлечение подчиненных к дисциплинарной и материальной ответственности;
- утверждение распорядка дня и регламента служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и др.

Единоначалие способствует повышению действенности управления, своевременному выполнению плановых заданий, экономному использованию имеющихся материальных и трудовых ресурсов, оперативному принятию управленческих решений в ситуациях дефицита времени, повышает персональную ответственность руководителей. В условиях войны Единоначалие представляет собой наиболее оперативный и эффективный метод управления войсками (силами), обеспечивающий наилучшее использование возможностей воинов, единство их действий, проверку исполнения приказов.

Последовательное соблюдение принципа Единоначалия является основным способом предупреждения конфликтов по вертикали.

На основе Единоначалия строится деятельность министерств, иных федеральных органов исполнительной власти, федеральных служб.

Loading...Loading...