Что можно поделать в городе. Что делать с российским городом, который не нужен современной экономике? Табло с графиком движения

Советская градостроительная школа второй половины 20 века весьма просто относилась к нуждам людей. Ведь советский человек - самый идеальный человек в мире. Он практически робот, которому нужно жильё, место в садике для ребёнка и трамвай для езды на завод. Потребности человека, в большинстве случаев, грубо прикидывались и переносились в квадратные метры панелек, баз отдыха и мест в поликлинике. Удобно, когда всех и каждого можно перенеси в цифры и построить как надо.

Сегодня мы с вами понимаем, что парадигма простых ценностей советского человека и плановая экономика полностью не соответствует современным стандартам. Человек живёт не только рационально, но и эмоционально. Поэтому он нуждается в комфорте и индивидуальности. Поэтому в российских городах так ценится старый центр города, а новые спальные микрорайоны воспринимаются как окраина, недостойная приличного человека. Города же развиваются и живут не из-за одного предприятия, а за счёт всестороннего развития. Поэтому моногорода в большинстве своём сегодня вымирают и разрушаются, а исторические города развиваются и перетягивают к себе людей.

Набережные Челны - хороший показатель идеального города по мнению советского градостроителя. Основная часть города строилась с нуля примерно с 1980ых годов. Тут нет ветхого жилья, коммуникации новые и вообще всё построено по нормам - не город, а мечта! Только из этой мечты хочется сбежать ещё сильнее, чем .

Застройка

Уход советского градостроительства в пользу микрорайонов и панелек решал множество задач с точки зрения государства: быстро и недорого закрывал дефицит жилья, хорошо бился по цифрам, соответствовал политики ухода от излишеств и переходу к новому обществу. Но этот подход совершенно не учитывал влияние среды на человека.


спасибо осени за краски

У всех есть потребности, они разнятся от человека к человеку, но есть первичные (крыша над головой, тепло, вода, канализация) и добавочные. Когда происходит насыщение первичными потребностями, человек начинает хотеть большего. Такого жителя не устраивает однотипные коробки в городе, потому что он хочет жить в индивидуальном доме и районе - иметь ассоциацию я-место. Это как с чехлами и заставками на айфонах - железо общее, но хочется выделяться.

Далее человек начинает понимать, что он хочет где-то проводить время. Сегодня люди работают меньше по часам и могут это делать дистанционно - появляется свободное время и разные потребности в общественных пространствах. В итоге парадигма дом-завод-дом превращается в дом-...-работа-...-дом. У горожан появляется потребность в так называемом «третьем месте», где можно отдохнуть, познакомиться и пообщаться с людьми или поработать.

Подмечали, что кофейни и заведения общепита есть не только в туристических местах, но и у деловых центров? Это как раз свидетельство бизнес активности, дифференцированной экономики и важности общественных пространств. Ведь кофе пьют не из-за норм потребления кофеина на человека в сутки, а чтобы общаться, заводить социальные и деловые связи.

При жёстком разделении города на жилые, рабочие и социальные районы получить смешанные пространство не получится - районы просто будут вымирать. Создавать бизнес в таких условиях бессмысленно - поток клиентов ограничен утром и вечером в жилых районах и обедом в деловых. Поэтому кроме аптек, пятёрочек и наливаек в спальниках никто не выживает. Зато при заводах есть столовые, чтобы закрыть норму по калориям.

Такие города и районы существуют ради одной цели - дать место работяге для сна, а его ребёнку - место в школе, чтобы получился конвейер кадров. Если вдруг с рабочим местом что-то случается, то город этого может не пережить, ведь он построен лишь для этого. Это видно по квартирам - они все унифицированы. Это победа социальной справедливости, но поражение для района - появляется сегрегация. Когда выбор ограничен этажом и количеством комнат, многие предпочтут построить свой дом или переехать в другой район (или даже город) за более подходящим для себя жильём.

Это в старых городах дома индивидуальные и заточены под разные сценарии использования. В доме могут быть (с выходом на крышу, двухуровневые, с интересной планировкой и тд), пространство для работы, бизнеса и так далее. Если надо - весь дом можно переделать под офисы или обратно в квартиры и так далее. Поэтому старые дома существуют по 100-200 лет и прекрасно себя чувствуют, а хрущёвки устарели ещё до окончания запланированного срока капитального ремонта. Аналогично с районами застройки: исторические районы живут и ценятся, а панельные спальные районы обесцениваются и превращаются в трущобы.

Планировка не подразумевает разделения на своё и чужое - всё общее. За счёт этого пустырей со свалками или нелегальной парковкой становится ещё больше, а зона комфорта человека кончается за порогом квартиры. Сложно любить и содержать свой двор, когда не понятно, что он твой.

Понять, что районы построены неправильно просто - абсолютно везде протоптаны тропинки. Люди ходят так, как им удобно, а не по замыслу строителя. Это самый простой и самый наглядный пример потерянной единицы при планировании - человека.

Улицы

Микрорайонный подход создавался как компромисс между всеобщей автомобилизацией и комфортным пространством для жизни. Поэтому внутри мегаквартала сохранялась безопасная для пешехода среда с социальными объектами, а по периметру шли скоростные дороги. Это в старых городах с ослиными тропами улицы - общественное пространство с комфортной средой для жизни и бизнеса, а модернистский подход рассматривал улицу лишь как временное неудобство на пути от точки А до Б.

Превратить такие улицы в комфортное пространство практически невозможно: , фасад оторван от тротуара, высокие скорости, шум и так далее. Ле Корбюзье может быть доволен - он создал действительно нечто новое и отличное от старого. Жалко, что он не изменил людей и не дожил до дней, когда города повсеместно отказались от его идей.

В отличие от США и других западных стран, в СССР эпоха всеобщей автомобилизации пришлась уже на другую страну. Микрорайоны строились исходя из автомобильного масштаба города, но без этих самых автомобилей. Зато был трамвай. Слишком широкие улицы с запасом на десятилетия не дали повода уничтожать этот транспорт в городе. Более того - . Сегодня это один из немногих городов, где такое происходит - это одновременно и хорошо (тут хорошо), и плохо (не тут плохо).

С трамваем, однако, получается такая же история, что и с жильём - по нормам всё ок, но что-то не так. Городская мобильность и организация комфортного общественного транспорта не сводится к укладке рельсов и закупке трамваев. Скажу лишь одно - в Лондоне общественный транспорт уже несколько поколений развивается из принципа «комфортно, как дома». В Набережных Челнах о комфорте говорить бессмысленно - непосвящённый человек даже не узнает, куда он сможет уехать с остановки.

Если же вы отличаетесь от молодого и здорового по нормам ГТО жителя, то вы будете страдать. Страдание начинается с момента выхода из дома с лабиринтом из припаркованных машин, продолжается при переходе улицы по подземному переходу, затем ещё нужно забраться в трамвай и повторить всё в обратном порядке.

Тут даже на новых линиях не сумели построить платформы. Зато ни одно установленное инновационное светодиодное табло не работает.

Развитие общественного транспорта Челнов сегодня всё ещё исходит из потребности отвозить работников на завод, а не развивать город и конкурировать с личным автомобилем. Существуют простые принципы развития пространства вокруг транзитных коридоров: у остановок метро/электричек/трамвая застройка рассчитана на бизнес активность и высокую плотность, а по мере удаления функция перераспределяется на жильё со снижением плотности. Это позволяет сделать город комфортным, окупить общественный транспорт и стимулировать рост экономической активности. В Набережных Челнах же вокруг трамвая может быть поле земли или асфальтовое поле размером с квартал. Ходьба до трамвая превращается в путешествие с километр в итоге.


самый центре Челнов

Что делать

Реально ли сделать из подобного города комфортное место для жизни? Да, ведь не существует ничего невозможного. Даже из ангара для самолётов можно сделать хорошее жильё - важно лишь решить, что нужнее: ангар или жильё. Компромиссы в этом плане сводят весь эффект на нет.

Вопрос в трудности, затратах и желании. Превратить убитые исторические кварталы с человеческими улицами в хорошее место можно оперативно и без серьёзных затрат - с микрорайонами всё гораздо сложнее. Набережным Челнам нужно превратить пустые поля и взлётные полосы в человеческую застройку и улицы в комфортные общественные пространства, избавится от безликости и однотипности, вспомнить, что человек - не робот.

Челны может спасти масштабная реновация. Не покраска фасадов в аляповые цвета или новые колпаки над подземными переходами - город придётся уплотнять и менять функцию районов. За счёт достройки небольших домов получится наполнить город деталями, создать кварталы, улицы, наполнить рынок пространствами для бизнеса и нетипичным жильём. Что-то наверняка придётся сносить. Улицы нужно будет значительно сужать за счёт застройки: не одна монструозная улица в 100 метров, а два квартала с человеческими улицами, магазинами и офисами на первых этажах.

Но это всё пока пустые рассуждения. По городу видно, что развитие всё ещё идёт по какому-то старому плану, который совершенно не отвечает новым потребностям. В городе очень сильный вес «строителей города», возводившие предприятия и квадратные метры жилья - объяснить этим людям, что старый подход не работает и нужно всё исправлять, практически нереально. Видимо, с этим придётся разбираться следующим поколениям, если они не сбегут из города.

Все мы ежедневно выходим на улицу и посещаем общественные места. Для малышей такие прогулки могут грозить серьезной опасностью. Чтобы не попасть в беду и не доставить неудобств окружающим людям, следует соблюдать правила поведения на улице. Это касается и взрослых, и подростков, и учеников младших классов.

Понятие общественного места

К общественным местам относятся места общего пользования. Это транспорт, магазины, столовые, музеи, библиотеки, а также сама улица. Когда вы выходите из дома, вы попадаете в общественное место. Помимо вас, здесь множество людей, которые гуляют, спешат на работу и идут по своим делам. Правила поведения на улице позволяют каждому человеку быть вежливым и не мешать окружающим.

Взрослые должны объяснять детям, что можно, а что нельзя делать в общественных местах. Наряду с правилами этикета, существуют также нормы безопасного поведения, знание которых помогает ребятам избежать сложных, а подчас и трагичных ситуаций. Дорога является местом повышенной опасности, поэтому дети должны знать, когда и где ее можно переходить. Программа школьного обучения включает предмет ОБЖ, на котором ученики изучают правила поведения на улице.

Как вести себя на улице

Перед тем как выйти из дома, следует внимательно осмотреть себя в зеркале. Обувь и одежда должны быть чистыми, прическа аккуратной.

Встретив на улице знакомого человека, нужно поздороваться первым. Однако не следует кричать приветствие и размахивать руками, если между вами большое расстояние.

Стоит помнить, что в нашей стране правостороннее движение. Это касается не только транспорта, но и пешеходов. Правила поведения в общественных местах подразумевают, что идя по тротуару нужно придерживаться правой стороны, чтобы не мешать остальным пешеходам.

Пытаясь обогнать кого-нибудь, нельзя толкаться локтями. Следует извиниться и попросить идущего впереди человека уступить вам дорогу. Если об этом просят вас, отойдите в сторону и пропустите пешехода.

Старшим нужно уступать дорогу, а также придерживать двери, пропуская их вперед, при входе или выходе из зданий.

Если рядом упал человек, нужно помочь ему встать на ноги и поднять сумки.

Показывать на кого-либо или что-либо пальцем считается неприличным.

Фантики, бутылки и другой мусор нужно выкидывать в специальные урны.

Правила этикета

Правила поведения в общественных местах учат вежливости. Не следует кричать, а тем более ругаться. Разговаривать нужно так, чтобы слышал только собеседник.

Мужчинам следует внимательно относиться к женщинам и девушкам. Они должны помогать своим спутницам, нести тяжелые сумки, поддерживать на трудных участках дороги.

По правилам этикета мужчина идет по левую сторону от женщины, поддерживая ее правой рукой. В случае какой-либо угрозы, он прикрывает собой спутницу.

Если отец и мать гуляют с ребенком, он идет между ними.

Младшие должны уступать дорогу старшим, мужчины – женщинам. Если на пути встретились люди одинакового возраста и пола, пропустит вперед более вежливый.

Кашляя или чихая в общественном месте, необходимо прикрывать рот и нос платком или ладонью.

Правила дорожного движения

Правила безопасного поведения на улице учат, как вести себя на дорогах. Их нужно начинать учить с раннего возраста. Для этого в помощь родителям издаются детские книги с правилами дорожного движения.

Перед тем как переходить дорогу, нужно посмотреть по сторонам и убедиться, что рядом нет движущегося транспорта.

Начинать движение можно только на зеленый сигнал светофора.

В оживленных местах лучше пользоваться подземными переходами. Если их нет, то следует искать пешеходный переход.

Перебегать дорогу в неположенном месте даже при отсутствии движущихся машин строго запрещено.

Если рядом с дорогой нет тротуара, двигаться нужно по обочине навстречу потоку транспорта. На одежде должны находиться светоотражающие элементы, чтобы водители могли вас заметить в вечернее время.

Поведение в общественном транспорте

К общественному транспорту относятся автобусы, трамваи, троллейбусы, маршрутные такси и метро. Правила поведения детей на улице разъясняют, как обходить стоящий на остановке транспорт. Автомобиль, автобус и троллейбус огибать следует только сзади, а трамвай – спереди. При этом нужно обязательно посмотреть по сторонам дороги.

Заходя в транспорт, надо пропустить вперед старших и женщин. Выходить первым должен мужчина, чтобы подать руку и помочь спуститься своей спутнице.

Женщинам и пожилым людям следует уступать места.

Войдя в общественный транспорт, надо оплатить проезд и занять свободное место.

Во время движения обязательно держитесь за поручни, чтобы при торможении не толкнуть рядом стоящего пассажира.

Разговаривать со спутником нужно тихо. Кричать и бегать по автобусу нельзя. Толкать пассажиров локтями, протискиваясь к выходу, считается дурным тоном. Лучше попросить пропустить вас.

Правила поведения в метро

Метро – это подземный общественный транспорт, который представляет собой повышенную опасность.

Основные правила поведения в метро можно встретить на информационных щитах в вестибюле метрополитена, а также в вагонах поезда.

Стоя на эскалаторе, нужно держаться за поручни. Сидеть и бегать на нем запрещено. Заходя на эскалатор, следует держать за руку детей.

В вагоне поезда надо уступать места людям пожилого возраста и беременным женщинам. Толкать пассажиров локтями не следует.

Лучше заранее готовиться к выходу из вагона, чтобы потом не пробиваться через толпу. Если же вы не успели вовремя выйти, нужно проехать до следующей станции, выйти, а потом вернуться назад.

Запрет курения

Правила поведения на улице и в общественных местах запрещают курение и распитие спиртных напитков. С недавнего времени в нашей стране действует закон, благодаря которому из всех кафе и ресторанов убрали курящие залы. Стоить об этом помнить, направляясь с друзьями перекусить или провести время в баре.

Курить и распивать спиртные напитки в городских скверах и парках также запрещено. Нарушившим закон гражданам грозит денежный штраф.

Нельзя курить возле метро, на лестничных площадках подъездов, в общественных учреждениях, вблизи школ и детских садов, в аэропортах, а также на вокзалах и в поездах.

Правила поведения учащихся на улице

Школьники, также как и взрослые, должны соблюдать нормы поведения и быть вежливыми. За этим нужно следить родителям и учителям. Лучше всего подобным вещам дети учатся на примере. Они с ранних лет наблюдают поведение окружающих и стараются повторять его.

Конечно, утихомирить звонкую толпу школьников, спешащих после уроков домой, сложно. Однако объяснить им, что шуметь на улице не надо, – задача взрослых.

Наши мамы и папы являются отличным примером. Наблюдая за ними, дети учатся этикету, начинают с почтением относиться к старшим по возрасту людям, здороваются, уступают место. Из таких благородных поступков и складываются нормы поведения.

Вежливость и воспитанность – основные признаки человека, который знает и соблюдает правила поведения на улице и в местах общего пользования. С такими людьми приятно общаться, и они пользуются уважением в обществе.

Если заглянуть в предыдущий пост о , получается, что я отношусь к типу “туристов-резидентов”. Это такие туристы, которые гоняются не за достопримечательностями, а как бы “примеряют” на себя местную жизнь в разных странах:) Конечно это чуть-чуть напоминает первый этап подготовки к , однако это не совсем так. Я путешествую, чтобы просто получать удовольствие от жизни.

Итак, что я люблю делать в незнакомом городе, путешествуя самостоятельно. На вскидку получился список из 15 пунктов. Думаю у каждого из вас – свой список:)

Уйти наугад в город, вернуться в отель по карте или по навигатору. На фото:

2. Сидеть в баре или в кофейне у окна, наблюдая за уличной суетой. Особенно шикарно, когда снаружи жара, а внутри прохладно и пусто и играет хорошая музыка.


Кофейни – лучшие места для всех путешественников. На фото:

3. Совершать прогулку на речном трамвае по реке. Особенно здорово – когда удается покататься и днем и вечером.

4. Находить в городе или рядом с ним нетуристические высотные обзорные площадки. Например площадка .


Найти нетуристическую обзорную площадку – всегда интересный квест. На фото: Барселона, Испания

5. Останавливаться у витрин риэлторских контор и разбираться с местными предложениями и ценами, представляя будто я готов купить себе здесь жилье.

6. Устроить пробежку в парке вместе с местными жителями. Особенно хорошо в , в парке Ретиро.

7. Нравится ходить на местные рынки, – неважно продовольственные или блошинные. В таких местах всегда есть, что посмотреть, попробовать и сфотографировать.


Утренняя прогулка по местному рынку. На фото: рынок в

8. Прокатиться на местном транспорте, особенно в – это очень познавательное и увлекательное дело. Можно сразу же составить свое первое мнение о городе. В Европе этим можно заниматься везде:)


В европейском городе приятно бывает покататься на местном трамвае. На фото: трамвай в Порту, Португалия

9. В середине дня посидеть в парке, читая хорошую и настоящую (бумажную) книгу:) Для этого нужен тенистый парк, хорошие скамейки и нетуристическая тишина.

10. Люблю открывать для себя новые кафешки или ресторанчики. Блуждая по городу, очень приятно бывает устать, а затем отдохнуть в одной из незнакомых кафешек. Это как игра – нужно по нескольким признакам угадать в каком кафе или баре еда повкуснее.


Отыскивать новые кафешки – настоящий спорт и удовольствие. На фото: кафе с видом в

11. Каждый день узнавать одно-два новых слова на местном языке. Лучше всего тренироваться с продавцами или официантами – они всегда готовы чего-нибудь растолковать смешному иностранцу:) Именно так я и запомнил .

12. Забыть на время про отели и снять местную квартиру. Несколько раз мне удавалось очень необычное жилье, – один раз это был лофт в Валенсии, в другой – небольшой домик с каменными стенами в Дении.


На фото: всегда интересно попробовать необычное жилье

13. Гулять по длинным приморским набережным. Иногда даже город для следующей поездки я выбираю, ориентируясь есть ли в нем хорошая набережная.

Сегодня более 25 млн. человек проживают в городах с узкой экономической специализацией. Это четверть всех горожан и более одной шестой всего населения России. Как быть с тысячами людей, которые всю жизнь проработали на градообразующем предприятии, и которое теперь закрыто?

1. В России существует более 70 шахтерских городов. Часть из них находятся в Сибири. Когда-то эти города были гордостью нашей большой страны, но за последние десятилетия в 50 из них шахты были закрыты и затоплены, при этом десятки тысяч шахтеров остались без работы. Половина моих родственников живет в одном из крупнейших шахтерских городов Кузбасса, поэтому данная тема для меня особенно важна. На прошлой неделе я несколько дней снимал промышленные и социальные объекты в знаменитом шахтерском городе Сибири - Анжеро-Судженске .



2. Жизнь этого города напрямую связана с развитием угольных месторождений, открытых еще в конце 19 столетия. Поселения на месте современного Анжеро-Судженска возникли в 1896-1897 годах в связи со строительством «Трансиба» и началом добычи угля. В 1915 году Анжерские и Судженские копи выдавали на-гора 92% от всей добычи угольных предприятий края. Город возник и развивался как населённый пункт, состоящий из отдельных поселков при угольных шахтах. Позже, два разросшихся поселка Анжерка и Судженка объединились в один - Анжеро-Судженский, а в 1931 году им был присвоен статус города.

3. Летом 1941 года в город начали прибывать эвакуируемые предприятия с западных рубежей СССР. За время Великой Отечественной войны в Анжеро-Судженск были эвакуированы машиностроительный, вагоноремонтный и химикофармацевтический заводы. В годы войны город принимал составы раненых в боях бойцов. Под госпитали были переоборудованы все наиболее подходящие школьные и административные здания, а кабинет главы города был переоборудован в операционную.

4. Пик развития города пришелся на вторую половину XX века. Ежегодно шестью шахтами выдавалось на-гора свыше 6 млн тонн топлива, в основном дорогих коксующихся марок. Уголь и угольный концентрат отправлялся более чем по ста союзным и зарубежным адресам. В одном ритме с шахтерскими коллективами жил, строился, развивался и сам город. Численность населения в конце 80-х превышала 110 тысяч человек.

5. В начале 90-х годов стало очевидным, что положение на промышленных предприятиях города стремительно меняется в худшую сторону. Набранный темп роста добычи был прерван. Довольно быстро добыча угля шахтным методом во многих сибирских городах стала нерентабельной. За 15 лет в Анжеро-Судженске были закрыты все действующие шахты в которых в общей сложности трудились более десяти тысяч шахтеров. При этом, запущенный правительством процесс реструктуризации убыточных шахт больно ударил не только по горнякам. В безвыходной ситуации оказались перевозчики, обогатители, шахтостроители, представители других, смежных отраслей, работавших в одной связке с угольщиками, в частности производители горно-шахтного оборудования.

6. В 1998 году Анжеро-Судженск получил звание «Родины рельсовой войны». Через город проходит знаменитая Транссибирская железнодорожная магистраль, самая длинная железная дорога в мире. Ежедневно через город проходит 160 пар поездов. В среднем это один поезд в десять минут. В связи с ростом безработицы и ухудшающейся экономической обстановкой в городе 23 мая 1998 года была организована акция гражданского неповиновения. Шахтеры приняли решение перекрыть «Транссиб». Постепенно к бастующим шахтерам присоединились врачи и учителя. В итоге Транссибирская магистраль была перекрыта на десять дней.

7. К началу 2000-х в общей сложности без работы остались 15 тысяч горожан, то есть каждый седьмой житель. Этот факт отбросил город в экономическом развитии далеко назад. Наиболее активная часть населения была вынуждена сменить место жительства или искать работу за пределами города. За прошедшие 35 лет город покинуло более 30 тысяч человек. И это показатель только по одному шахтерскому городу в Сибири.

Распоряжением Правительства РФ в 2014 году Анжеро-Судженск был включен в список моногородов с наиболее сложным социально-экономическим положением. «Моногород» - слово сейчас в России модное. Хотя и не сказать, что это тот случай, когда «модный» является синонимом слов «хороший» или «позитивный».

8. В нашей стране совершенно особенная экономическая география. Нигде в мире нет такого количества городов, построенных в непригодных для жизни местах для обслуживания заводов, шахт и месторождений. Эти промышленные центры - моногорода, создававшиеся под плановую экономику, оказались серьезнейшей проблемой для экономики рыночной. Что делать с городом, единственный завод которого не нужен современной экономике? Как быть с людьми, которые всю жизнь проработали на таком предприятии?

9. Моногород - это не организм, развивавшийся веками и менявшийся вместе с историей, технологиями и человеческими предпочтениями. Это населенный пункт, созданный (или радикально расширенный), чтобы рабочим одного предусмотренного произвольным планом предприятия было где спать. В хорошие времена градообразующее предприятие обеспечивало большинство жителей такого города не только работой, но и жильем, детсадами, школами, водой, теплом, электричеством и транспортом. В нашей стране существует более 300 городов с узкой экономической специализацией. В моногородах с населением от нескольких тысяч до 700000 жителей (Тольятти) сейчас проживает более 25 млн. человек.

10. Но не все так грустно, как могло бы быть. На сегодняшний день для преодоления негативных последствий реструктуризации угольной отрасли моногородов идет диверсификация экономики за счет организации новых отраслей промышленности. В случае с Анжеро-Судженском - это развитие производства нефтепродуктов и глубокой переработки древесины. Я давно хотел поснимать современное нефтеперерабатывающее производство, и вот настал этот день.

11. Якорным инвестиционным проектом города является создание нефтеперерабатывающего комплекса, который сегодня представлен сразу тремя НПЗ. Основные задачи проекта направлены на увеличение глубины переработки нефти и выпуск моторного топлива, соответствующего классу Евро-5.

12. В рамках данного проект планируется создать 1600 рабочих мест.

13. Для ввода в эксплуатацию подобных предприятий были проведены работы по созданию необходимой инфраструктуры, способной обслуживать производственные мощности энергетическими и водными ресурсами. В настоящее время разрабатывается проект проведения газопровода в Анжеро-Судженск. Да, до сих пор во многих городах нашей страны нет газа.

14. Анжеро-Судженск официально получил статус территории опережающего социально-экономического развития (ТОР). Это особая экономическая зона со льготными налоговыми условиями, упрощенными административными процедурами и другими привилегиями, создаваемыми для привлечения инвестиций, ускоренного развития экономики и улучшения жизни населения.

Я проводил съемку для местной администрации в преддверии визита в Кемеровскую область первого заместителя председателя Правительства Игоря Шувалова, занимающегося вопросом развития моногородов. Несмотря на жесткий график и тотальный недосып, это оказался интересный опыт работы и съемки. За несколько дней я посетил десяток различных предприятий города, познакомился с интересными людьми, посмотрел, как ведется протокольная съемка без сотрудников ФСО и вообще узнал много нового.

15. В прошлом году в Анжеро-Судженске по соглашению с Фондом развития моногородов были построены и введены в эксплуатацию два водовода диаметром 400 и 500 мм, воздушная линия электропередачи, подстанция «Мазутная» (на фото). Новые инженерные коммуникации позволили снять инфраструктурные ограничения не только для нефтеперерабатывающего комплекса, но и для других намеченных и реализуемых инвестиционных проектов.

16. В общей сложности до 2021 года проект территории опережающего социально-экономического развития предполагает создание 3500 новых рабочих мест. В феврале был официально зарегистрирован первый резидент ТОР - «Анжеро-Судженский мелькомбинат». Благодаря частному инвестору, когда-то заброшенный комбинат города возобновит производство хлебопродуктов.

17. Эта поездка была настолько насыщенной, что я успел снять ведущие производственные площадки города. Я мечтал посетить хоть одну угольную шахту, но они все оказались затопленными и обесточенными. Но сбылась другая мечта - я впервые побывал на мясокомбинате. При чем не на абы каком, а на старейшем мясоперерабатывающем предприятии в Кемеровской области.

18. Это уникальный завод полного цикла переработки скота и мяса, расположенной на одной площади, который при этом завод имеет собственную свиноферму. На следующей неделе смотрите отдельный репортаж.

19. В конце прошлого века широкой известностью не только в нашей стране, но и за рубежом пользовалась продукция Анжерского машиностроительного завода. Во время войны завод выпускал продукцию особого назначения. Изготавливались морские и наземные мины, зажигательные бомбы, детали для боеприпасов. В послевоенные годы из цехов завода выпускали конвейеры и буросбоечные машины, которые направлялись во все угольные районы страны: на Украину, Казахстан, в Киргизию, Красноярский край, Урал, Сахалин, Коми АССР и Приморский край.

20. Несмотря на закрытие всех шахт в городе, Анжерский машиностроительный завод до сих пор является одним из крупнейших производителей горно-шахтного оборудования в России. В его цехах я встретил такое же современное оборудование, которое используется на московском Салюте - крупнейшем предприятий России по производству авиационных двигателей (фотография из другого цеха).

21. В наиболее отдаленном районе Анжеро-Судженска, в восьми километрах от «черты города», находится район «Рудничный». Свое название он получил благодаря «Кузнецким ферросплавам» - горному предприятию по добыче кварцитов для металлургии Кузбасса и близлежащих регионов.

22. В своей жизни я видал разные разрезы. Большие и очень большие, возможно поэтому «Рудничный» меня совсем не впечатлил.

23. «У Анжеро-Судженска большое будущее. Мы надеемся, что он выйдет из списка монообразований. Это не значит, что мы перестанем с ним работать, но среди 319 моногородов он будет лидером - будет показывать, как хорошо развиваться, когда ты являешься моногородом, и как потом от этой монозависимости уйти», – заявил первый вице-премьер.

24. Несмотря на заявления чиновников, ситуация в шахтерских городах по-прежнему сложная. Средняя заработная плата рядового жителя составляет 20-25 тысяч рублей. Есть зарплаты и ниже. Можно понять молодежь, которая стремится уехать учиться и работать в Кемерово, Томск, Новокузнецк и Новосибирск.

25. Кроме поддержки и развития промышленных предприятий, в городе активно ведется строительство нового жилья. За последние 7 лет были построены более 100 тыс. м 2 социального жилья, возведено 20 многоэтажных домов, 2500 квартир.

26. На основе методических рекомендаций КБ «Стрелка» (да, Стрелка добралась и до Анжерки) городом сформирован план мероприятий по повышению качества среды города. В соответствии с результатами социологического опроса населения, он предусматривает реализацию пяти шагов по кардинальному преображению особенно многолюдных и общественно значимых мест.

В том числе благоустройство Центрального городского парка, строительство детской Школы Искусств, реконструкция главной городской достопримечательности - улицы Ленина, возведение детского сада и обустройство пустующих площадей в строящемся Восточном районе.

27. Все это тысячу раз прекрасно, но меня особенно радуют инициативы местных предпринимателей. Взять к примеру инвестора, который выкупил у города старую, заброшенную котельную, привел здание в порядок (пускай внешний вид жутковат), и создал внутри развлекательный центр для детей и взрослых.

28. На месте скелета заброшенного здания сейчас находится комплекс, в котором есть большая детская игровая зона, магазин мебели, фитнес-центр...

29. На первом этаже располагается замечательная «крафтовая» пекарня на дровах. Это самая настоящая пекарня, где выпекают хлеб не в электрических печах, а по-старинке, на дровах.

31. Продукция очень вкусная, лично тестировал. Не даром за ней приезжают со всего города.

32. Конечно, я не смогу показать и рассказать в одном репортаже все, что я увидел за эту поездку. В целом у меня остались приятные впечатления о городе и о том, что с ним происходит. Сегодня Анжеро-Судженск идет по пути преображения из шахтерского моногорода в город с многопрофильной экономикой, социально успешный и благоприятный для жизни. И все эти мероприятия направлены на повышение качества городской среды, на формирование у населения чувства социального оптимизма, желания жить, работать, создавать семьи на своей родной земле, в своем родном городе.

33. Но в нашей стране очень много подобных Анжеро-Судженсков, из которых жители стремятся уехать в более благоприятные для жизни города. Чтобы полностью преодолеть наследие прежней экономики, потребуются годы. Главное, что моногородами стали активно заниматься на федеральном уровне, их стараются развивать, ведется работа по привлечению инвесторов, развиваются промышленные площадки, строится новое жилье, социальные объекты, благоустраивается территория городов.

34. Для меня отдельный интерес представляет Прокопьевск, где живут мои родственники. Такой же шахтерский город Кузбасса, даже побольше. Третий по количеству жителей в Кемеровской области, несмотря на то, что за последние 30 лет население города сократилось с 278 до 198 тысяч человек. В отличии от Анжеро-Судженска, там дела идут не так весело. Осенью мэр, возглавлявший город 17 лет, ушел в отставку, а потом куда-то исчез. Найти нормальную работу в городе крайне сложно. Многие жители выражают недоверие всем службам администрации. Хочется верить, что со временем и про этот город можно будет сделать такой же позитивный репортаж.

Loading...Loading...