Как поступить в московское суворовское военное училище? Как поступить в суворовское военное училище: какие документы необходимы для зачисления; какие дисциплины надо сдать Как оформить ребенка в суворовское училище

ЛИЧНОЕ ДЕЛО КАНДИДАТА С 15 апреля до 31 мая (включительно) представляется в училище НЕПОСРЕДСТВЕННО родителями (законными представителями) или через операторов почтовой связи общего пользования (адрес доставки: 129345, г. Москва, Извилистый проезд, д. 11. Приемная комиссия Московского суворовского военного училища).

С 15 апреля до 31 мая (включительно) - приём документов для формирования личного дела кандидата. Прием документов: с 10.00 до 17.00 (перерыв с 13.00 до 14.00 (в субботу и воскресенье прием документов не производится) . ВНИМАНИЕ! С 1 ПО 5 МАЯ И С 9 ПО 12 МАЯ 2019 ГОДА - НЕРАБОЧИЕ ДНИ! 30 АПРЕЛЯ И 8 МАЯ - СОКРАЩЁННЫЕ РАБОЧИЕ ДНИ!

Сформированное личное дело представляется в приемную комиссию в папке-скоросшивателе.

СОСТАВ ДОКУМЕНТОВ, В ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ ВХОДЯЩИХ В ЛИЧНОЕ ДЕЛО КАНДИДАТА

I. ОБЩИЕ ДОКУМЕНТЫ

1. Заявление родителей (законных представителей) кандидата на имя начальника Училища о приеме кандидата на обучение. Заявление пишется одним из родителей (законным представителем). Если семья полная, заявление подписывают оба родителя, если неполная - один (образец заявления родителей можно посмотреть , образец заявления законных представителей можно посмотреть ).
2. Личное заявление кандидата на имя начальника Училища, написанное собственноручно (образец заявления можно посмотреть ).
3. Нотариально заверенная копия свидетельства о рождении кандидата.
4. Автобиография (написанная и подписанная кандидатом собственноручно) (пример автобиографии можно посмотреть ).
5. Заверенные гербовой печатью общеобразовательной организации, в которой в настоящее время обучается кандидат:

  • копия личного дела обучающегося (заверена каждая страница), с подписями классного руководителя и директора за каждый год обучения;
  • выписка из табеля успеваемости с итоговыми оценками за первые три учебные четверти (два триместра), текущими оценками за 4-ю четверть (третий триместр), подписанная классным руководителем и директором;
  • педагогическая характеристика кандидата, подписанная классным руководителем и директором;
  • психологическая характеристика, подписанная психологом и директором (если в штате школы нет психолога, представляется справка Управления (Департамента) образования, подтверждающая его отсутствие).

6. Четыре цветных фотографии размером 3x4 см с местом для оттиска печати в правом нижнем углу.
7. Выписка из домовой книги с места проживания (регистрации) кандидата.
8. Нотариально заверенная копия паспорта (всех страниц) родителей (законных представителей).
9. Справка с места службы (работы) родителей (законных представителей).
10. Антропометрические данные кандидата: рост; вес; обхват: груди, талии, бёдер, головы; размер одежды; размер обуви. Данные заносятся родителями (законными представителями) на отдельный лист формата А4 и заверяются их подписью.
11. Согласие от родителей (законных представителей) об обработке персональных данных (скачивается отсюда , распечатывается на двух сторонах одного листа).

II. МЕДИЦИНСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Кандидаты, поступающие в училище, не ранее января года поступления проходят предварительный медицинский осмотр в медицинской организации по месту жительства в соответствии с порядком, утвержденным приказом Минздрава России от 10 августа 2015 года №514н «О порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них» (далее - Порядок).

  1. Копия медицинского страхового полиса.
  2. Копия «Медицинской карты ребенка для образовательных учреждений…» (форма 026/у-2000) из образовательной организации (школы), заверенная печатью установленного образца образовательной организации.
  3. Новая (вновь оформленная) «Медицинская карта ребенка для образовательных учреждений…» (форма 026/у-2000) с результатами предварительного медицинского осмотра (осмотры врачей специалистов, основные и дополнительные исследования, консультации) с указанием группы состояния здоровья несовершеннолетнего и медицинской группы для занятий физической культурой, заверенная печатью установленного образца медицинской организации. Результаты анализов и УЗИ-обследований должны быть на отдельных бланках со штампом и печатью медицинского учреждения, где проводилось обследование.

    Разрешается вместо новой медицинской карты (формы 026/у-2000) представлять оформленную Справку по форме 086/у с вышеуказанными результатами и сведениями, заверенными печатью установленного образца медицинской организации.

  4. Медицинское заключение о принадлежности несовершеннолетнего к медицинской группе для занятий физической культурой (приложение №4 к Порядку).
  5. Выписка из «Истории развития ребенка» (из формы 112/у) с указанием сведений, состоит ли ребенок на диспансерном наблюдении по поводу заболеваний, с указанием диагноза и даты постановки на учет (наблюдение) и сведений об отсутствии (наличии) аллергических состояний, в том числе препятствующих проведению профилактических прививок и лечению антибиотиками, при наличии пищевой аллергии с указанием продуктов, заверенная печатью установленного образца медицинской организации.
  6. Справки из психоневрологического, наркологического и противотуберкулезного диспансеров о пребывании несовершеннолетнего на учете (наблюдении) по поводу психических расстройств, наркомании, алкоголизма, токсикомании, туберкулеза, злоупотребления наркотическими средствами и другими токсическими веществами.
  7. Копия сертификата о профилактических прививках (форма 156/у-93), заверенная печатью установленного образца медицинской организации.

ПЕРЕЧЕНЬ ОСМОТРОВ И ИССЛЕДОВАНИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ
(пункт 2 раздела 2 приложения № 1 к Порядку)

Осмотры врачами - специалистами

Лабораторные, функциональные и иные исследования

Невролог

Детский хирург

Детский стоматолог

Травматолог-ортопед

Офтальмолог

Оториноларинголог

Психиатр детский

Детский уролог-андролог

Общий анализ крови.

Общий анализ мочи.

Исследование уровня глюкозы в крови.

Анализ кала на яйца глистов.

Ультразвуковое исследование:

  • органов брюшной полости,
  • сердца,
  • щитовидной железы,
  • органов репродукт ивной сферы.

Электрокардиография.

III. ДОКУМЕНТЫ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИЕ ПРЕИМУЩЕСТВЕННОЕ ПРАВО ПРИЕМА КАНДИДАТА В УЧИЛИЩЕ

а) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

  • заверенные в установленном законодательством Российской Федерации порядке копии свидетельства о смерти единственного или обоих родителей;
  • копия решения суда или органов местного самоуправления об установлении опеки (попечительства);
  • заверенная в установленном законодательством Российской Федерации порядке копия удостоверения опекуна (попечителя);
  • рекомендация для поступления от комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту проживания кандидата и органа опеки и попечительства субъекта Российской Федерации, откуда прибыл кандидат;

б) для остальных кандидатов, указанных в пункте 2 "Правил приема", за исключением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представляются:

  • справка или выписка из личного дела погибшего или умершего родителя - военнослужащего (сотрудника органов внутренних дел, прокурорского работника) и копия свидетельства о смерти;
  • справка о прохождении родителем военной службы (о работе в воинской части или организации федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) с указанием стажа;
  • справка о выслуге лет родителя - военнослужащего в календарном исчислении или заверенная в установленном законодательством Российской Федерации порядке копия удостоверения «Ветеран военной службы»;
  • выписка из приказа об увольнении родителя с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и общая продолжительность военной службы которого составляет 20 лет и более;
  • заверенные в установленном законодательством Российской Федерации порядке копии удостоверений Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации и полного кавалера ордена Славы.

ВНИМАНИЕ! Кандидаты, не годные к обучению по состоянию здоровья, к вступительным испытаниям не допускаются!
Кандидаты, не представившие документы, в обязательном порядке входящие в личное дело, к вступительным испытаниям не допускаются!

Дополнительно к перечисленным документам прилагаются (при наличии): документы, свидетельствующие о достижениях кандидата (копии грамот, дипломов, похвальных листов, свидетельств, сертификатов участника различных зональных, городских, региональных творческих конкурсов, фестивалей, спортивных соревнований и других документов, характеризующих общественные, творческие и спортивные достижения кандидата выше школьного уровня).

Дипломы, грамоты и другие документы, характеризующие достижения кандидата, должны быть представлены не в оригинале, а в виде копий, заверенных печатью и подписью директора образовательной организации.

Как поступить в суворовское училище?


Некоторым профессиям себя лучше посвящать с самого детства – это дисциплинирует и даёт серьёзную фору перед другими соискателями. В этот список входит и воинская служба, почёт которой не оспаривается в России уже на протяжении многих столетий.

Выбор будущего пути

В большинстве случаев, выбор за своего ребёнка делают родители:

  • Юноша ещё не способен осознать всей ответственности, что ложится ему на плечи;
  • В 15 лет мысли совсем не о будущей карьере и перспективах;
  • Какое-то понимание приходит лишь с годами и опытом;
  • Родителям свойственно воплощать свои фантазии в детях;
  • Действия старшего поколения могут сломать жизнь младшему.

По некоторым людям видно, что они не созданы для определённого рода деятельности. И никакой железной дисциплиной или развитием чувства прекрасного делу не поможешь. Большинство черт характера ребёнок наследует от своих родителей. И речь идёт даже не о генетике, малыш впитывают всё из семьи:

  1. Поведение старших;
  2. Манеры и характерные привычки;
  3. Уважительное или пренебрежительное отношение к окружающим;
  4. Мировоззрение;
  5. Увлечения и планы на жизнь.

Если вы сами являетесь артистичной личностью и в подобном ключе воспитывали сына на протяжении 15 лет, глупо требовать от него, чтоб за одну ночь он возмужал и пошёл отдавать долг Родине на три года раньше положенного срока. Задумайтесь, будет ли ребёнок счастлив там, куда вы его отдаете, и скажет ли он вам «спасибо» за этот опыт.

В каких городах есть президентский кадетский корпус?

Каждый считает, что его сын должен служить и учиться только вместе с лучшими представителями. В России совсем немного президентских кадетских училищ, их можно сосчитать по пальцам обеих рук:

  • Одно во Владивостоке, является филиалом Нахимовского училища;
  • В Севастополе расположен филиал того же военно-морского училища;
  • Целых два в Москве – открытие одного из них запланировано на 2017 год;
  • По одному в Кызыле и Краснодаре;
  • Не обделили вниманием и Оренбург;
  • В 2017 открывается училище и в Петрозаводске;
  • В Ставрополе и Тюмени имеется по одному функционирующему подразделению.

В сухом остатке мы имеем 8 уже работающих и 2 готовящихся к открытию заведения. Для страны, население которой составляет 145 миллионов человек, цифры не самые радужные. Понятное дело, что не каждый гражданин стремится поступить в эти учебные заведения, но конкурс в них – бешенный. Определённые преимущества имеют дети:

  1. Военнослужащих, с выслугой не менее 5 лет;
  2. Военных пенсионеров, отдавших Родине 20 лет и более;
  3. Погибших при исполнении;
  4. Ставшие сиротами;
  5. Героев Российской Федерации и внуки Героев СССР.

Прохождение вне конкурсной основы поможет сделать шаг в сторону исполнения своей мечты.

Какие дисциплины сдавать при поступлении?

Весь процесс, условно, можно разделить на три этапа:

  • Психологическая проверка;
  • Экзамены по общешкольным дисциплинам;
  • Сдача нормативов по физической культуре.

Психологический тест должен «отбраковать» непригодных к учёбе и дальнейшей службе. Провалиться на этом этапе, если нет реальных проблем с психикой и восприятием окружающей действительности – крайне сложно. У каждого училища свой подход к этому моменту:

  1. Беседа с психологом;
  2. Тестирование по стандартным схемам;
  3. Формальная постановка печати.

Главный совет – не нервничать и ничего не бояться.

Экзаменов всего два – русский язык, в виде диктанта и тестового задания, и математика. Если вы являетесь медалистом или призёром олимпиад, у вас есть шанс избежать необходимости писать работы и получить «автомат».

Большинство интересуется нормативами по физическому развитию и здесь всё ещё проще:

  • Бег на 60 метров;
  • Кросс 2 км;
  • Подтягивания на турнике.

И на этом всё. Минимальные и максимальные необходимые значения варьируются, в зависимости от возраста абитуриента. Таблицы со всеми данными можно найти на официальном сайте заведения, в которое планируете отдать своего сына.

Как подготовить ребёнка?

Подготовка должна состоять из нескольких частей:

  1. Найти репетитора по русскому и математике;
  2. Сдать на лёгкую атлетику;
  3. Научиться подтягиваться;
  4. Регулярно проводить воспитательные беседы.

Внезапно оказаться на казарменном положении – не лучший опыт, который только может быть у подростка. Особенно если учесть тот факт, что сына придётся отправить за сотни, если не за тысячи километров от родного дома. Если не собираетесь продвигать в дальнейшем ребёнка по карьерной лестнице офицера ВС РФ – пустая трата времени. В качестве наказания или воспитательного момента можно придумать что-то проще и интересней.

Стоит следить за учёбой в школе:

  • Понадобится табель об успеваемости;
  • При одинаковых результатах экзаменов обращать внимание будут именно на школьные оценки;
  • Никуда не деться от необходимости получить характеристику из школы;
  • Требования в кадетском училище, в плане учебной программы, будут выше.

Отправляя неприспособленного к дисциплине ребёнка, с проблемами в обучении вы делаете его самой лёгкой мишенью для нападок. И это лишь в том случае, если он сможет сдать вступительные экзамены и пройти отбор.

Какие документы нужны для поступления?

Придётся собрать небольшую папку бумаг:

  1. Заявление о желании ребёнка поступить, от родителей или его опекунов;
  2. Заявление от самого абитуриента;
  3. Заверенная у нотариуса копия паспорта или свидетельства о рождении, в зависимости от возраста;
  4. Автобиография – пример можно найти в сети;
  5. Справка об успеваемости из школы за 3 четверти этого года – с печатью;
  6. Характеристика с подписями директора и классного руководителя;
  7. Медицинская справка из военкомата;
  8. Копия страховки, тоже заверенная;
  9. Справка о составе семьи и с места работы родителей;
  10. Четыре фото 3х4;
  11. Копии паспортов родителей – к нотариусу придётся наведаться ещё раз.

Это стандартный набор документов, но перед подачей внимательно прочитайте условия на сайте именно вашего учебного заведения – они могут несколько отличаться. Все бумаги собираются в течение недели, так что никаких серьёзных проблем возникнуть не должно.

Убедитесь, что ваш ребёнок действительно хочет служить в армии. Созданный образ может серьёзно отличаться от суровой реальности.

Рекомендуем посмотреть видео о том, как проходят учебные будни суворовца


Проба пера | Родом из военной юности

КАК ПОСТУПИТЬ В МОСКОВСКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ?

Носить суворовскую форму – большая честь, о которой мечтают многие мальчишки. Но, к сожалению, желающие учиться в МСВУ зачастую имеют весьма неясные представления о порядке поступления.

  • Кто имеет право поступать в суворовское училище?
  • В соответствии с инструкцией (Приложение №1 к приказу министра обороны РФ от 15.01.01 №29) в суворовские военные училища и кадетские (морские кадетские) корпуса могут поступать несовершеннолетние граждане РФ мужского пола в возрасте не старше 15 лет (по состоянию на 31 декабря года поступления), окончившие 8-й класс общеобразовательного учреждения соответственно в год поступления, отвечающие требованиям профессионального психологического отбора и физической подготовленности.
  • Мальчик решил стать суворовцем. Куда ему обратиться в первую очередь?
  • В местный военкомат. Там ему и его родителям помогут правильно составить заявление и примут необходимые документы.
  • Какие документы и в какие сроки надо представить, чтобы быть допущенным к экзаменам?
  • Подается заявление (рапорт) родителей (лиц, их заменяющих) о желании кандидата поступить в училище, в котором оговаривается их согласие на направление юноши по окончании СВУ для дальнейшего обучения в один из военных вузов Министерства обороны. К заявлению прилагаются следующие документы:
  1. Личное заявление кандидата на имя начальника училища;
  2. Заверенная копия свидетельства о рождении;
  3. Автобиография;
  4. Табель успеваемости учащегося с оценками за три четверти текущего учебного года, заверенный гербовой печатью школы, с указанием изучаемого иностранного языка;
  5. Педагогическая характеристика за подписью классного руководителя и директора школы, заверенная гербовой печатью;
  6. Медицинское заключение о состоянии здоровья и пригодности учащегося к поступлению в СВУ, выданное военно-врачебной комиссией при военкомате
  7. Четыре фотокарточки размером 3 х 4 (без головного убора, с местом для оттиска печати в правом нижнем углу);
  8. Копия страхового медицинского полиса, заверенная нотариально;
  9. Справка с места жительства родителей с указанием состава семьи и жилищных условий;
  10. Справка с места работы о характере трудовой деятельности родителей (лиц, их заменяющих);
  11. Документы, подтверждающие право кандидата на льготное зачисление в училище (если таковое имеется).

Все эти документы необходимо представить в период с 15 апреля по 15 мая года поступления.

Подлинное свидетельство о рождении и табель успеваемости за восьмой класс предъявляются кандидатом в приемную комиссию училища по прибытии для сдачи вступительных экзаменов.

  • Кто имеет право на льготное поступление в СУ?
  • Несовершеннолетние граждане – сироты, а также несовершеннолетние граждане, оставшиеся без попечения родителей, поступающие в училище, зачисляются без экзаменов по результатам собеседования и медицинского освидетельствования.

Вне конкурса при положительной сдаче экзаменов в училище зачисляются:

  1. Дети военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и имеющих общую продолжительность военной службы 20 лет и более;
  2. Дети граждан, уволенных в запас по достижении ими обязанностей военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более;
  3. Дети военнослужащих, погибших при исполнении ими обязанностей военной службы или умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), либо заболеваний, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы;
  4. Дети военнослужащих, проходящих службу в зонах военных конфликтов;
  5. Дети военнослужащих, воспитывающихся без матери (отца)

  • Когда начинаются вступительные экзамены в МСВУ и какие испытания ждут абитуриентов?
  • Экзамены проходят с 1 по 15 августа. Кандидаты пишут диктант по русскому языку, контрольную работу по математике, проходят медицинское освидетельствование и проверяются на психологическую и физическую готовность к обучению. Те, кто получил положительные оценки на экзаменах и прошел комиссию, должны набрать определенное количество баллов (кроме льготных категорий кандидатов, о которых мы уже говорили). Абитуриенты, окончившие 8 классов средней школы на “отлично” и сдавшие установленный комиссией экзамен на “пятерку”, от дальнейших экзаменов освобождаются.

Выдержавшие все испытания зачисляются приказом начальника МСВУ.

  • Должны ли родители сопровождать сына к месту сдачи экзаменов?
  • По желанию вы можете поехать с ним. Но в любом случае с группой кандидатов направляется специальный сопровождающий от военкомата.
  • Где живут абитуриенты и кто берет на себя дорожные расходы, а также расходы на жилье и питание?
  • Кандидаты получают в военкомате требование на бесплатный воинский перевозочный документ к месту назначения и обратно. Живут они в расположении суворовского училища и обеспечиваются бесплатным питанием.

Как видите, для абитуриентов созданы самые благоприятные условия. А дальше – все зависит только от них самих.

  • Наконец все испытания позади, и мальчик стал суворовцем. Имеет ли он возможность встречаться с родителями и как часто?
  • Родители не просто продолжают общаться со своими детьми, а являются активными участниками воспитательного процесса. У нас, как и в обычных школах, проводятся родительские собрания. Если родные суворовца живут в другом городе, то их также информируют о том, как учится их ребенок: в случае необходимости пишутся письма, ведутся телефонные разговоры. Когда воспитанник убывает в очередной отпуск (по окончании учебной четверти), ему выдается табель успеваемости, в котором обязательно должны расписаться родители. Кроме четырех отпусков, соответствующих школьным каникулам, учащимся полагается еженедельное увольнение (с 17.00 субботы до 16.00 воскресенья для живущих или имеющих родственников в Москве и Подмосковье, а для остальных – с 17.00 до 21.30 субботы и с 9.00 до 16.00 воскресенья). Также воспитанники имеют возможность провести дома или у родных праздничные дни. Помимо этого, суворовец всегда может встретиться с друзьями и родственниками в комнате для посетителей.
  • Может ли воспитанник получить внеочередное увольнение в случае хорошей успеваемости и примерного поведения? И напротив: может ли он быть лишен увольнения за какой-либо проступок?

Безусловно, возможно и то, и другое. Хотя лишение увольнения за плохую учебу и нарушение дисциплины – скорее исключение, чем правило. Кроме того, в качестве наказания может быть объявлен выговор (строгий выговор), назначен наряд вне очереди (не более 2-х в месяц). Провинившегося могут лишить ранее полученных: нагрудного знака отличника учебы, поощрительной стипендии, звания вице-сержанта (старшего вице-сержанта). Отчисление из училища, производимое по рекомендации педагогического совета, - мера крайняя и применяется редко.

  • Какие поощрения предусмотрены для суворовцев?
  • Примерные суворовцы поощряются: объявлением благодарности, похвальным отзывом в письме к родителям и в школу, где ранее учился воспитанник, а также его личной фотографией у знамени МСВУ. Учащиеся могут быть награждены грамотой, ценным подарком, нагрудным знаком отличника учебы, поощрительной стипендией. Достигшие наивысших результатов в учебе и общественной жизни училища заносятся в Книгу почета МСВУ. Фамилии окончивших суворовское с золотой или серебряной медалями заносятся на Доску почета.

Как видите, поощрительных мер гораздо больше, и мы их любим применять. Хочется пожелать всем поступающим в МСВУ пройти все испытания и стать в дальнейшим достойными суворовцами.

В свете последних исторических событий суворовские училища привлекают все больше молодых людей. Понимают перспективы обучения в училищах и родители. Проходя учебу в подобном заведении дети получают не только знания, предусмотренные курсом средней школы, но и хорошее воспитание, а возможно и подготовку к будущей профессии. В связи с этим родители потенциальных суворовцев ищут в сети всю возможную информацию об особенностях поступления в суворовские училища России. В этой статье объединены наиболее важные вопросы о поступлении в суворовские училища и даны подробные ответы на них.

Популярные материалы

Суворовское училище – как поступить?

В самом общем случае процесс поступления в суворовское училище выглядит следующим образом. Родители соискателя готовят пакет документов о состоянии здоровья, успехах в учебе и прочих преимуществах своего ребенка. Этот пакет документов подается в приемную комиссию суворовского училища. По результатам предварительного рассмотрения принимается решение о допуске соискателя к прохождению вступительных испытаний и формируется личное дело.

После предварительного отбора соискателей вызывают для прохождения вступительных испытаний. Испытания включают в себя проверку знаний по общеобразовательным предметам, проверку физической подготовки и анализ психологической готовности к учебе в суворовском училище.

Между соискателями, прошедшими все испытания, проводится конкурс на зачисление в училище для дальнейшего обучения. В рамках конкурса могут быть учтены не только успеха в ходе испытаний, но и дополнительные факторы.

Более полную информацию о поступлении в суворовские училища лучше посмотреть на официальных сайтах учебных заведений. При этом лучше изучать вопрос на сайте именно того училища, в которое планируете поступать. Найти ссылки на сайты можно здесь.

В суворовское училище со скольки лет принимают учащихся?

В суворовское училище с какого возраста можно поступить – это вопрос волнует очень многих. Дело в том, что ранее, практически во все училища набор выполнялся после 9 класса. Сейчас ситуация поменялась. Отбор поступающих в суворовские училища проходит среди выпускников 4 классов общеобразовательных школ. Обучение начинается с 5 класса. Таким образом в суворовские училища принимают детей в возрасте от 9 до 11 лет. Большинство учащихся в 5 классе училища имеют возраст 10 лет.

Можно ли попасть в суворовское училище после 9 класса общеобразовательной школы?

Ранее училища набирали потоки начиная с 9 класса. В настоящий момент большинство учебных заведений проводят наборы учащихся с 5 класса общеобразовательной колы (после окончания 4 классов).

Однако имеется возможность поступить в суворовское училище и после 9 класса. В первую очередь периодически училища набирают курсы для обучения в 10 и 11 класса. Кроме этого после 9 класса можно поступить в училище путем перевода. Правда, последний вариант сопряжен со значительными трудностями и его нужно согласовывать с администрацией учебного заведения, а возможно и с другими управляющими органами.

Вариант: нахимовское училище.

В 1943 году решением Советского правительства были созданы суворовские училища, «по типу дореволюционных кадетских корпусов» . Их создание являлось одной из мер по восстановлению народного хозяйства и несло в основном социальную функцию – устройство сирот, детей красноармейцев, краснофлотцев, партизан.

Детей принимали с 10-11-летнего возраста, срок обучения был семилетним. В 1956 году требование по приёму в СВУ преимущественно сирот было снято, срок обучения был значительно сокращён, и более полувека (с 1956 по 2008 годы) был двух-трехлетним. В СВУ в те годы поступали 15-летние юноши, которые уже достаточно понимали в жизни и «повесить им на уши лапшу» было проблематично. Как результат, 30-40% выпускников СВУ не связывало свою судьбу с военной службой (данные на 2008 год).

Когда стало очевидно, что СВУ в прежнем виде себя изжили, и вопрос реформы кадетского образования начал активно осуждаться. Предложения звучали разные. В 2008 году, под сурдинку военной реформы А.Э. Сердюковым и присными была предпринята попытка максимально демилитаризировать обучение в СВУ и передать всё это беспокойное хозяйство из Минобороны в Министерство образования. Но тут активно возмутилась общественность в лице отставного генералитета: письма Президенту, запросы в Госдуму, общественные слушанья – в общем, любимые занятия людей, у которых нет личной жизни.

Общественность была услышана. Осознав, что в российском обществе эта форма образования очень востребована и престижна, Минобороны России стало действовать в соответствии с принципом «если процесс нельзя остановить, его нужно возглавить». И вот уже создаются «президентские кадетские училища» и ежегодно открываются новые. Также Минобороны возвратило в свой состав ряд региональных общеобразовательных учреждений (Аксайский казачий и Омский кадетские корпуса, Северо-Кавказское СВУ).

Сейчас у Минобороны России 22 общеобразовательных учебных заведения (суворовские училища, кадетские корпуса, президентские кадетские училища), в которых обучаются 12,7 тысячи воспитанников. Это больше, чем во времена СССР, численность армии которого была в три раза больше Армии России. Срок обучения увеличили до семи лет. Ещё шесть СВУ в системе МВД, один кадетский корпус – в системе ФСБ России.

В 2008-2012 годах конкурса в СВУ практически не было, так как принимали только детей военнослужащих и гражданского персонала, и только Минобороны России. При этом Минобороны позиционировало суворовские училища как составную часть социального пакета военнослужащих, проходящих службу в отдалённых регионах.

В 2013 году, «по многочисленным просьбам трудящихся» был открыт приём всех желающих, и маятник качнулся в другую сторону: на младших курсах Московского СВУ учится 73% жителей Москвы и Московской области. Аналогичная картина в Санкт-Петербургском СВУ: две трети кандидатов – из г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Родители всеми правдами и неправдами пытаются устроить своих детей – и чтоб образование получил, и чтоб к дисциплине был приучен, и чтоб под дурное влияние не попал. Небольшая часть неисправимых романтиков мечтает, чтобы сын пошёл по стопам отца и продолжил офицерскую династию.

Конкурс высокий, 3-5 человек на место. Экзамены, психологическое тестирование, медкомиссия в значительной мере позволяют отобрать способных ребят, которые будут хорошо обучаться, успешно закончат СВУ и поступят в военные вузы. Например, в 2013 году у ребят, поступивших в Московское СВУ, средний балл за окончание 4 класса был не ниже 4,5.

В результате поступают ребята, чьи родители смогли подготовить их к поступлению – либо по причине того, что регулярно с ними занимаются, либо по причине высокого достатка. Но парадокс в том, что этим ребятам такие заведения в принципе не нужны – в своих семьях они получили бы и лучшее образование, и более разностороннее культурное развитие.

И самое печальное, что те категории населения, для которых в 1943 году создавались СВУ, при нынешних условиях поступить в них не могут: состояние здоровья, уровень образования и психологическая готовность чаще всего недостаточны, чтобы успешно пройти вступительные испытания.

Зачем это нужно Минобороны?

— Так-то оно так, — молвил солдат, — да вот что ты с меня за это запросишь, старая карга? Ведь не даром же ты для меня стараешься!

— Ни гроша я с тебя не возьму, — отвечала ведьма. — Только принеси мне старое огниво, его там позабыла моя бабка, когда спускалась туда в последний раз.

(Г.Х. Андерсен)

«Нашей стране нужны талантливые, образованные, неравнодушные люди, которые смогут ставить стратегические цели и добиваться их достижения. Именно такие навыки прививаются нашим суворовцам, нахимовцам, кадетам и воспитанницам. Наши довузовские учреждения, без сомнения, готовят интеллектуальную, творческую и управленческую элиту российского общества».

(Т.А. Фральцова)

«Образовательные учреждения подобного рода призваны обеспечить новый подход к воспитанию будущих защитников Родины. В стенах кадетских учреждений осуществляется воспитание в духе преданности Отечеству, формируется система нравственно-духовных ценностей и чувство долга, гражданской ответственности и патриотически-государственного мировоззрения, что делает их базисом для формирования будущей российской элиты не только военной, но и гражданской».

Министерству обороны Российской Федерации приходится выполнять стоящие перед ним задачи в области обороны страны в очень сложной социально-демографической ситуации.

Во-первых, за 15 лет XXI века качество жизни в России изменилось больше, чем за вторую половину века ХХ-го. Бум информационных технологий, цунами социальных сетей, глобализация. Сложившееся в России общество потребления агрессивно насаждает, с одной стороны, индивидуализм, превосходство над другими, стремление превратить жизнь в нескончаемую череду удовольствий и другие подобные «ценности», с другой стороны – страх перед болезнями, старостью, смертью. Под это выстроена вся система тотальной рекламы, направленная на максимальный рост потребления и фактический запрет на более осмысленные ценности.

Дивный новый мир предоставляет детям намного больше возможностей получения разностороннего образования и проведения досуга, чем было в своё время у их родителей. Нынешние школьники родились и живут в относительно благополучный период, когда экономическое состояние многих российских семей значительно выросло. Повысилась мобильность наиболее активной части населения, в результате чего растёт индустрия туризма и прочих развлечений.

Как бы не брюзжали представители старших поколений, нынешние молодые люди ничуть не хуже их самих в этом возрасте – они просто ДРУГИЕ. Многие работодатели, особенно в крупных городах, обеспокоены тем, что молодые специалисты предпочитают подстраивать условия работы под свою жизнь, но не наоборот. Они хотят большей отдачи от своей работы и большего участия в принятии решений, предпочитают «гибкий» график, склонны часто менять место работы. У них превалирует стремление к неформальному стилю общения, комфортному психологическому климату, свободному графику, наконец, к развлекательной составляющей в любой деятельности.

Они хотят получить от жизни максимум разнообразных впечатлений и удовольствия. Вместо того, чтобы карабкаться по единожды выбранной карьерной лестнице, многие молодые люди стараются получить более широкий опыт в нескольких сферах. Они намного меньше идеологизированы и, как правило, отказываются заниматься тем, что им неинтересно. И если какое-то занятие им не нравится, они тут же его бросают. В прошлом веке подобное непостоянство осуждалось, ценностью считались упорство и целеустремлённость, но сегодня это уже не так.

Очень сложно вписать эти социологические особенности в рамки воинской службы, связанной с тяготами и лишениями. В принципе, по всем соцопросам в любой стране всего 14–15% мужчин склонны к военной службе, дисциплине, существовании внутри четкой иерархии, где существует необходимость выполнять разные скучные, неприятные и даже опасные обязанности, а также беспрекословно исполнять любые бестолковые приказы. Налагаемые на военнослужащих строгие ограничения права выезда за границу также отталкивают наиболее образованную и мобильную часть молодёжи от пополнения рядов офицерского корпуса.

Во-вторых, произошла глубокая поляризация российского общества по имущественному положению, образовались явно выраженные полюса богатства и бедности, что повлекло за собой отчужденность значительной части населения и появление в массовом сознании негативного отношения к социальным нормам, в том числе – в сфере обороны страны.

СМИ кроме госпропаганды, рассчитанной на каких-то недоумков, не менее тупой рекламы и сериалов для престарелых домохозяек; заполнены набившими оскомину «скандалами, интригами, расследованиями»: тусовки в Куршавеле, яхты и виллы на Лазурном берегу; астрономическое воровство губернаторов и министров; шапито на Охотном Ряду, заполненное звёздами шоу-бизнеса, спортсменами и чьими-то любовницами; один министр обороны, как оказалось, «разваливал армию»©, другой (более эффективный) в армии вообще не служил – он сразу стал генералом и героем России; и прочая, прочая, прочая.

Нахождение в такой информационной среде каких-либо патриотических чувств не вызывает. В результате очень мало толковых ребят — выпускников сильных столичных школ, желают стать военными.

В-третьих, стоит отметить заметное ухудшение состояния здоровья и уровня физической подготовки современных школьников. Многие ребята почти никуда не ходят, зато много времени проводят за партой/компьютером/планшетом. Две трети детей, подростков и молодежи, не занимаются систематически физической культурой и спортом. У многих развивается гиподинамия. По данным Минздрава, сейчас только один из десяти выпускников не имеет нареканий со стороны врачей. У половины – различные функциональные отклонения, более трети – болеют чем-то хроническим.

Одни говорят, что это школа так пагубно влияет: неудобная мебель, тяжелые портфели, непосильная учебная нагрузка. Другие уверяют, что и раньше подростки не были вполне здоровыми, просто тогда медицина не так щедро раздавала диагнозы. Истина где-то посередине. Но в результате, половина допризывной молодежи не соответствует требованиям, предъявляемым армейской службой, в том числе в части выполнения минимальных нормативов общефизической подготовки.

В-четвёртых, Россия вместе со всей Европой сползает в очередную «демографическую яму». Стенания высших военачальников на тему «подвели нас бабы, товарищи» раздаются уже не первое десятилетие.

И где же Министерству обороны взять тех здоровых и интеллектуально развитых молодых людей, которые сделают защиту завоеваний капитализма делом всей своей жизни, и будут выполнять воинский долг «мужественно, умело, с достоинством и честью, не щадя своей крови и самой жизни»? Конкурса в военные вузы нет, особенно в те, где требуется ЕГЭ по физике/химии, а также в лётных и военно-морских. Причины: кандидаты на ЕГЭ не набирают нужного проходного балла; не проходят по состоянию здоровья; не укладываются в нормативы по физподготовке; на психологическом отборе получают IV группу.

Эксплуатируя стремление родителей переложить воспитание детей в наиболее сложном, переходном возрасте на казённые плечи, Минобороны пытается ориентировать детей в самом раннем возрасте на военную службу. А семилетний срок обучения, с точки зрения Минобороны, имеет неоспоримые преимущества. Дети легче поддаются воспитанию, развитию волевых качеств и формированию активной гражданской позиции. Многие личностные ценности формируются в возрасте от 10 до 15 лет. В этом возрасте человек ещё воспринимает уклад жизни и модель своего поведения как должные и не относится к ним критически. В этот период формируется система ценностей, с которой человек проживает всю жизнь.

Условия обучения в закрытом военно-учебном заведении характеризуются чёткой регламентацией распорядка дня, расписания занятий и регулярным питанием, что создаёт благоприятные предпосылки для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. На фоне негативных тенденций в состоянии здоровья учащихся общеобразовательных школ специалистами Военно-медицинской академии в результате многолетних наблюдений отмечается систематическое улучшение показателей функционального состояния организма у воспитанников СВУ-КК: у старшекурсников наблюдаются существенно более высокие значения показателей функции внешнего дыхания, динамометрии, функционального состояния сердечно-сосудистой системы, и даже умственной работоспособности по сравнению с первокурсниками.

Психологическое тестирование с момента поступления в училище до окончания обучения выявляет четкую тенденцию стабилизации самооценки воспитанников, рост самокритичности и требовательности к себе, принципиальности и целеустремлённости, повышения уровней нервно-психической устойчивости и адаптации воспитанников к учебе и военной службе. Вместе с тем, те же исследования выявляют у воспитанников старших курсов снижение самостоятельности, ответственности и осознания долга.

Зачем это нужно родителям?

Как себе представляют кадетскую систему образования родители, можно из следующих цитат Интернет-переписки. В личном общении родителями высказывались похожие суждения.

«Сестра собирается отдать своего сына в Суворовское училище, чтобы мужик вырос и всё в этом духе. Ну, я полностью «за» обеими руками в этом случае. Суворовское всё-таки это и самостоятельность, и хорошая физическая подготовка, и характер будет мужским. Выучка таких училищ превращает обычного сопляка в настоящего мужика. Представляете, их там так тренируют круто, они вот могут с вертолёта на лету выпрыгнуть с высоты второго этажа, а потом бежать, стрелять».

«Сколько помню своего отца, он постоянно «котировал» Суворовское и Нахимовское училища. Ну он бывший военный, поэтому знает в этом толк. Говорил, что даже самые хилые ребята с соплями по колено из этих учебных заведений выходят настоящими суровыми мужиками. Там дрессировка что надо! Но опять же, в рамках разумного, без жестоких издевательств».

«Самый высокий общий уровень подготовки по результатам обучения показывают «суворовцы» и прочие кадеты. Учатся они по «старым» лекалам, им позволено не соблюдать (точнее пренебрегать при необходимости) современные стандарты Минобрнауки при определении предметов и «почасовки». Почему? Потому что там стоит цель – подготовить потенциальных офицеров с достаточным багажом теоретических и практических знаний. Т.е. Суворовские училища не делают бизнес на детях. Им нужен результат. Если вы изучите их расписание дневное, то увидите, что у них всегда 6 уроков в день, вне зависимости от возраста учащегося. На выходе мы получаем физически и психически здоровых выпускников, общий уровень которых выше на пару порядков, чем у выпускников всяких лицеев и УВК. Аккуратное письмо, грамотная устная и письменная речь, отличное знание истории Отечества, самый высокий средний бал по техническим и математическим наукам в России. Дальнейшее (второй иностранный, латынь, правоведение) зависит только от них и от их выбора. Но самое главное – у них есть БАЗА. У школьников из обычных школ есть только бессистемный набор знаний «по верхам»».

Родители воспитанников считают, что СВУ-ПКУ-КК практически не отличаются от закрытой частной школы для мальчиков, но в отличии от частной школы, здесь всё бесплатно:

  • дети находятся под круглосуточным присмотром и охраной, а не шляются по улицам;
  • качественное образование, за выполнением домашних заданий следит воспитатель;
  • бесплатное 5-ти разовое питание;
  • физподготовка и занятия спортом (около 10 спортивных секций) — тоже бесплатно;
  • дети бесплатно ездят на экскурсии и в музеи, бесплатно занимаются в 20 кружках по интересам, бесплатно учатся танцевать и т.д.;
  • надежда на то, что из хлюпика там сделают настоящего сурового мужика;
  • престижно же!

В общем, зачем платить деньги за обучение сына в хорошей школе (особенно если их не хватает на выплату кредитов), если можно сделать это в СВУ-ПКУ-КК абсолютно бесплатно. Кроме того, многие родители не готовы в свободное время АКТИВНО заниматься воспитанием детей. По итогам опроса «Левада-Центра» (август 2014 года), активный отдых – удел меньшинства: только 8% участников опроса регулярно посещает спортивные залы и фитнесс-центры, ещё меньше играет в волейбол, баскетбол, футбол; лишь 9% посещают театры и музеи; всего 6% ходят на курсы, лекции или занимаются самообразованием.

В то же время 79% россиян проводят всё своё свободное время перед телевизором и смотрят, как правило, три главных государственных телеканала. Точно такие же цифры приводил и Институт социологии РАН в 2008 году в своём исследовании «Малообеспеченные и бедные в современной России».

В суворовские училища попадают дети, ненужные своим собственным родителям, которые стараются пристроить их в «добрые руки» на казенные хлеба. Многие даже готовы доплачивать за место для ребенка, очевидно, полагая, что отдают его в элитное учебное заведение, которое сделает из него настоящего мужчину. Кроме того, для некоторых родителей возможность отдать детей в заведения такого рода – это еще и дань традициям и богатой истории учебных заведений.

При этом училища остаются казармами, такими же закрытыми системами, как любая воинская часть, которая живет по своим законам. Поэтому, если ребенок столкнулся с трудной, неразрешимой для него ситуацией, ему просто некуда пойти – командование не будет его защищать, а родители выслушают, но все равно вернут обратно.

(В.Д. Мельникова, член Общественного

совета при Минобороны России)

Нужно ли это детям?

«Я вспомнил Киевский [кадетский] корпус, со всей его внешней дисциплиной, тяжелой моральной атмосферой и своеобразным нравственным «нигилизмом», закон которого «не пойман — не вор» означал почти то же, что и «все дозволено». […] Далеко стоял от нас и плаксивый болезненный ротный командир, полковник Матковский, всецело погруженный в дела цейхгауза. Что до воспитателей, то это были престарелые бородатые полковники, ограничивавшиеся дежурствами по роте, присутствием на вечерних занятиях и проведением строевых учений. Все они жили в стенах корпуса, были многосемейны и, казалось, ничего не имели общего ни с армией, ни вообще с окружающим миром. […]

Когда, через несколько лет, на полях Маньчжурии я ломал себе голову, силясь понять истинные причины наших поражений, то в числе других показательных примеров нашей военной системы передо мной неизменно вставала картина майского парада на Марсовом поле – эта злая насмешка, этот преступный самообман и бутафория, ничего общего с войной не имевшая ».

(А.А. Игнатьев. «50 лет в строю». М., Воениздат, 1986 г.)

«Как построена система образования в нашем престижном региональном кадетском корпусе, куда определяет своих отпрысков местная элита в расчете на их будущий карьерный рост. Подростки живут на полном государственном обеспечении, усиленно питаются и усваивают основы политической лояльности. Для более эффективного усвоения учебного материала кадеты разбиты на пятерки (почти по Достоевскому), которые борются между собой за баллы, отстающие испытывают двойной прессинг – со стороны воспитателей и своих сокурсников, которые слабости и недостатки не прощают. На выходе получается стерильный системный человек, разновидность мамелюка и хунвейбина. Как Вы думаете – кому нужен такой управленческий слой в России?»

Как только отменили право внеконкурсного поступления выпускников СВУ в высшие военно-учебные заведения, общественность сразу подняла вой – и неспроста. Ибо более высокий («на голову выше», «на 10-15 пунктов», «на два порядка») уровень общеобразовательной подготовки воспитанников оказался мифом. Желаемое за действительное выдавали либо начальники училищ, либо родители суворовцев (в основном мамы), но данные объективного контроля указывают на очень и очень средний уровень образования в СВУ.

Например, в интервью газете «Тверская, 13» (№ 40 от 02.04.2015, стр. 9) начальник Московского СВУ генерал-майор запаса Касьянов А.М. заявляет: «по итогам ЕГЭ по основным дисциплинам, учитываемым при поступлении в вузы, выпускники училища на 10-15 пунктов превышают средние общероссийские показатели» .

Представляете, на 10-15 пунктов выше! Однако, при подробном анализе результатов ЕГЭ в Московском СВУ за 2014 год (они изложены в Акте самообследования, который доступен на официальном сайте МсСВУ в разделе «Нормативно-правовая документация») выяснится, что профессор Касьянов А.М. попросту лукавит: по русскому языку, математике, физике, обществознанию баллы МсСВУ превышают среднероссийские всего на 1,5 – 3 балла по стобалльной шкале. Это в пределах статистической погрешности.

По истории, действительно, балл МсСВУ выше среднероссийского на 12,5, зато по иностранному языку – на 10 баллов ниже. Стобалльников в 2014 году в МсСВУ не было, лишь один выпускник набрал 98 баллов (по русскому языку). По другим предметам максимальный балл был 77. Медалистов в 2014 году в МсСВУ не было вовсе. В любом районе любого региона нашей необъятной Родины найдутся школы с гораздо лучшими результатами. Для сведения, Московское СВУ в 2014 году было признано лучшим довузовским образовательным учреждением Минобороны России.

Результаты ЕГЭ Санкт-Петербургского СВУ МВД РФ в 2014 году тоже практически равны среднероссийским: математика – 40,2 балла, русский язык – 61 балл, обществознание – 52,2. Из 44 школ Кировского района Санкт-Петербурга СВУ МВД находится на 37 месте. Интересующихся данными по другим СВУ-КК Санкт-Петербурга (там их шесть) отсылаю к сайту shkola-spb.ru, где приводятся сравнительные результаты ЕГЭ.

И, как уже говорилось, попытки сравнивать СВУ со средними российскими показателями некорректны в принципе. В СВУ-ПКУ-КК осуществляется конкурсный отбор, и сравнивать их нужно с теми общеобразовательными заведениями, в которые также осуществляется конкурсный отбор – с языковыми гимназиями и прочими физматлицеями.

Хотя ЕГЭ и подвергался критике, другой единой линейки в реальной жизни нет, а поступление и в военные вузы, и в гражданские, осуществляется по его результатам.

По опыту своей учёбы в военном училище, офицерской службы, бесед с однокашниками никакого превышения уровня общеобразовательной подготовки суворовцев не отмечалось. Несколько более высокий уровень начальной военной подготовки суворовцев ко 2 курсу высшего военного училища нивелируется. Особенно если училище – инженерное.

Отдельно стоит отметить качественный состав командования и воспитателей училищ. В СВУ образца 1943 года большинство офицеров-воспитателей были фронтовиками, которые учили суворовцев первых наборов тому, что необходимо на войне.

«Сейчас качество учебы и уровень воинской дисциплины в ряде суворовских и нахимовских военных училищ, кадетских корпусов, мягко говоря, не отвечает современным требованиям и не удовлетворяет Минобороны. Только в прошлом (2007) году 739 суворовцев, нахимовцев и кадетов были отчислены из учебных заведений, в том числе 139 - из-за грубых нарушений уставных норм и личной недисциплинированности, включая дедовщину. При этом укомплектованность средних учебных заведений Минобороны офицерским составом сегодня (в 2008 году) составляет около 80%. Из них 20% не имеют опыта службы в войсках, не получили профессионального образования воспитателей, еще более 40% преподавателей не проходили даже курсы по усовершенствованию своих профессиональных навыков» («Интерфакс», 2008 г).

Что изменилось с тех пор? Только то, что все офицеры-воспитатели за это время были с военной службы уволены и продолжают работать на прежних должностях в качестве гражданского персонала Минобороны. Возраст их за то же время увеличился на семь лет. Командуют многими заведениями «лица преклонного возраста». Например, возраст начальников Московского СВУ и ППКК ФСБ России – под 70, Санкт-Петербургского и ряда других СВУ – под 60. Спешу заверить, что к каждому из них по отдельности я отношусь с величайшим уважением.

Но такое количество собранных вместе пенсионеров превышает критическую массу, в результате чего неумолимо срабатывает сформулированный Ф. Энгельсом закон природы – закон перехода количественных изменений в качественные. У всех них большущий стаж педагогической деятельности. Но когда они в последний раз командовали реальным армейским подразделением и видели живого солдата? Многие ли участвовали в боевых действиях последних лет? Уверен, что каждый из них отлично знает, как обустроить Россию, навести порядок на Украине и победить американский империализм.

Но ни один из них не способен поднять в атаку взвод контрактников. Стоит ли слушать таких воспитателей, когда они будут давать жизненные советы? Разве что, если хочется стать таким же, как они.

Высокий конкурс и психологическое тестирование при поступлении способствуют тому, что многие воспитанники СВУ-ПКУ-КК обладают высоким умственным потенциалом. Однако развитие способностей выше среднего уровня в большинстве случаев требует индивидуального подхода, а индивидуальность в военной среде поощряется крайне редко – здесь работают законы коллективного выживания. И ещё, многие отмечают непереучиваемость выпускников СВУ: если что-то было «вбито» в «кадетке» – это навсегда.

Вот характерный отзыв: «Со сроком службы эти различия на первый взгляд не заметны, но есть что-то такое, что не исчезает из их рогового отсека до седых волос. Такое ощущение, что их мозжечок превращается в дерево (только у одних это палисандр, а у других – банальный дуб)» .

В СВУ вроде бы физподготовка и занятия спортом (около 10 спортивных секций) – но занимается в них едва ли треть суворовцев, в Спартакиаде общеобразовательных учреждений Минобороны участвует и того меньше – всего 6% воспитанников. Физподготовка остальных в объёме трёх обычных уроков физкультуры в неделю.

Вообще, ценность формального образования невероятно завышена. В то время как практические знания, умения и навыки в самом деле очень важны, количество проведённых в казарме лет вряд ли принесёт сравнимую со стоимостью потраченного времени пользу. На последующих ступенях обучения и военной службы всем будет глубоко безразличен имеющийся в биографии факт окончания СВУ/КК, а также баллы ЕГЭ и оценки в аттестате. Они немного помогут при поступлении в военный вуз, и на этом их роль полностью завершена. И уж мало кому этот факт будет интересен после принятия свежеиспечённым лейтенантом первой офицерской должности. Скорее, это будет лишний повод для упрёков за упущения по службе.

Вроде бы, суворовское училище, как модель идеальной армии, даёт возможность воспитаннику испытать лично все прелести военной службы и сделать осознанный выбор – поступать в военный вуз, или нет. Но весь уклад жизни в СВУ, и тем более в ПКУ кардинально отличается от того, с чем воспитанникам предстоит столкнуться в реальной офицерской жизни, где гораздо больше не только свободы, но и ответственности и самодисциплины.

Распорядок же кадетского корпуса куда как больше похож на пребывание в воспитательной колонии. Заформализованность повседневной жизни, увольнения раз в месяц и другие, не подлежащие изменению, догмы превратились в наглую самодовлеющую силу. Такая система обучения лишает детей свободного времени, которое им необходимо для самостоятельного познания мира и реальной жизни. Вместо этого они учатся беспрекословно выполнять приказы и быть хорошо функционирующими винтиками военной машины.

Воспитанникам прививается гордость за принадлежность к своей касте, почтение по отношению к высшим чинам и презрение к низшим кастам («шпакам») , а также ценности армейской среды и основы поведения в ней. Всё это соответствует предназначению СВУ-ПКУ-КК – «подготовка к военной или иной государственной службе».

Настоящие знания даёт человеку реальная жизнь, путешествия и общение с другими людьми. Так ради чего юноше, который мечтает стать офицером, проводить СЕМЬ ЛЕТ своего единственного детства в казарме?

Loading...Loading...