Курс на милитаризацию: кто и зачем наращивает военные расходы. Военно-промышленный комплекс в пяти графиках Бюджет на военные расходы

Согласно докладу SIPRI, военные расходы РФ превысили $69 млрд, несмотря на падение цен на нефть

Зенитный ракетный комплекс С-400 "Триумф"

Москва. 24 апреля. сайт - Россия вошла в тройку стран с самыми большими военными расходами. Это следует из ежегодного доклада Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI).

"Россия увеличила свои расходы на 5,9%, до 69,2 миллиарда долларов, оказавшись на третьем месте в списке стран с самыми высокими военными расходами", - говорится в сообщении.

Россия заняла третье место в мире по военным расходам после США и Китая, впрочем, значительно от них отставая, отмечает британская телерадиовещательная корпорация "Би-би-си".

Военные расходы Китая увеличились на 5,4% и составили в 2016 году $215 млрд, а лидеры списка США увеличили расходы на 1,7% до $611 млрд. Мировые военные расходы в 2016 году составили 1 686 миллиардов долларов, или 2,2% мирового ВВП.

В 2016 году 55% российского военного бюджета шли на финансирование госпрограммы вооружений, говорится в сообщении.

Увеличение расходов на оборону в России, как говорится в докладе SIPRI, в 2016 году шло на фоне резкого снижения таких трат среди нефтедобывающих стран из-за падения цен на нефть.

Расходы на оборону стран Западной Европы растут второй год подряд - в прошлом году они увеличились на 2,6%. Лидером в этой гонке являлась Италия, чьи расходы увеличились на 11%. Такая же картина наблюдается в странах Центральной Европы, которые в прошлом году увеличили расходы на 2,4%, отмечает "Би-би-си".

В феврале заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов сообщил, что более 1,4 трлн рублей будет потрачено в 2017 году на закупку вооружений и военной техники.

"С учетом финансово-экономических возможностей страны на реализацию заданий оборонзаказа в части закупок вооружений, военной и специальной техники предусмотрено более 1,4 трлн рублей", - сообщил Борисов в интервью "Российской газете".

Как сообщал "Интерфакс", министерство обороны в мае направит проект государственной программы вооружения на 2018-2025 годы в коллегию Военно-промышленной комиссии. Программа должна быть сформирована к 1 июля и окончательно утверждена в конце 2017 года, сказал в марте в интервью агентству вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин. "С 1 января 2018 года должна начаться её реализация", - отметил Рогозин.

Борисов в феврале заявлял, что один из приоритетов новой госпрограммы - достижение к 2020 году оснащенности Вооруженных сил РФ (ВС РФ) современным вооружением и техникой до уровня 70%, развитие сил ядерного сдерживания и средств воздушно-космической обороны.

"В числе приоритетов - развитие систем связи, разведки и управления, радиоэлектронной борьбы, комплексов беспилотных летательных аппаратов, роботизированных ударных комплексов, современной транспортной авиации. Среди наиболее важных задач и модернизация высокоточного оружия и средств борьбы с ним, систем индивидуальной защиты военнослужащих", - сказал замминистра обороны РФ.

"Будет предусмотрено развитие Военно-морского флота, прежде всего в арктической зоне РФ и на Дальнем Востоке, а также совершенствование технической оснащенности Вооруженных сил за счет модернизации существующих и закупок вооружений, в том числе двойного назначения", - отметил Борисов.

Россия поднялась на седьмое место в мире по милитаризации экономики и на четвертое по безопасности. За два года расходы государства на оборону достигли 5,3% ВВП, или $69,2 млрд. Таковы выводы исследования PwC «Перспективы глобальной обороны», с которым ознакомились «Известия». Также компания ожидает слома тенденции последних лет к сокращению таких расходов в мире. Впрочем, отметили эксперты, расходы на оборону - это далеко не только военные операции, но и технологическое развитие и важная статья экспорта РФ.

В 2014 году, когда был выпущен предыдущий отчет PwC, оборонные расходы России составляли лишь 4,5% ВВП. За два года расходы государства на оборону достигли 5,3% ВВП, или $69,2 млрд. PwC разделяет все страны на шесть категорий по оборонной стратегии - от решающих такие задачи за счет союзников, как Швейцария и Дания, до глобальных силовых лидеров. В последнюю категорию включены только Россия и США. Оба государства тратят более 3% ВВП на оборону и активно вовлечены в проекты безопасности по всему миру.

ПОДРОБНЕЕ ПО ТЕМЕ

Первое место среди стран по милитаризации экономики занял Оман с долей сектора в ВВП в 16,75%. Вторая строчка принадлежит Саудовской Аравии (10,41%), третья - Сирии (8,49%). США на 17-м месте с показателем 3,3%.

При этом, по данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI), Россия занимает третье место в мире по объему расходов госбюджета на оборону после США и Китая (без привязки к ВВП). Также важно, что в 2016 году все нефтедобывающие страны сократили свои расходы на оборону из-за падения цен на главный экспортный товар.

Как пояснил «Известиям» научный редактор журнала «Экспорт вооружения» Михаил Барабанов, 2016 год был для России не совсем показательным, чтобы судить о расходах на оборону.

Последние годы ежегодные расходы на оборону не превышали 2,9 трлн рублей. Но в прошлом году Минфин выплатил 800 млрд рублей госгарантий по кредитам предприятиям оборонно-промышленного комплекса. Потом на эти нужды ведомство выплатило еще дополнительные 200 млрд. Именно этот триллион рублей и привел к увеличению расходов на национальную оборону в 2016 году до 3,9 трлн рублей, - пояснил он.

По словам эксперта, уже в этом году расходы вернутся к привычным 2,9 трлн рублей и эта сумма сильно не изменится в ближайшие три года. По мнению эксперта, из-за усложняющейся геополитической ситуации России нужно наращивать расходы на оборону - их сокращение приведет к срыву программы перевооружения.

Сумма в 2,9 трлн рублей обеспечивает баланс между проведением военных операций и закупкой вооружений, отметил эксперт.

Расходы бюджета на оборонные нужды могли бы быть выше, уверен руководитель Центра военного прогнозирования Института политического и военного анализа (ИПВА), полковник, профессор Академии военных наук Анатолий Цыганок.

Например, расходы США в 10 раз больше. Нам в первую очередь нужно инвестировать в подводные лодки на Военно-морском флоте. Также остро требуется увеличение космической группировки. Третья проблема - подготовка личного состава. Офицерского состава не хватает, - пояснил эксперт.

Впрочем, Россия в последние годы не только тратит на оборону, но и зарабатывает на ней. В 2016 году экспорт вооружений из России составил более $15 млрд. При этом важно, что экспорт продукции ОПК является высокотехнологичным и в том числе способствует диверсификации российской экономики, которая в последние десятилетия борется с зависимостью от нефти.

Несмотря на существенный экспорт вооружений, «самоокупаемость» оборонных расходов бюджета - несбыточная мечта, констатировал Анатолий Цыганок.

По прогнозам аналитиков, мир до 2021 года снова вооружится. PwC ожидает увеличения глобальных затрат на оборонные нужды. Например, сокращавшие в последние годы свой военный бюджет США нарастят его до $611 млрд. Еще больше нарастят военные расходы Китай и Индия.

Согласно результатам анализа, совокупные темпы годового роста расходов на оборону в период с 2017 по 2021 год должны нивелировать предыдущие сокращения оборонных бюджетов, отмечавшиеся в период с 2012 по 2016 год в 45% анализируемых стран.

Несмотря на ожидаемый рост расходов в связи с возросшими угрозами, например, в сфере кибербезопасности, оборонные бюджеты стран мира всё еще находятся под жестким давлением. Среди глобальных тенденций, которые могут оказать серьезное влияние на оборону и безопасность, PwC указывает перемещение экономической мощи с Запада на Восток, демографические изменения и развитие технологий.

ПОДРОБНЕЕ ПО ТЕМЕ

Усиление политической напряженности в мире вынуждают Россию уделять больше внимания развитию Вооруженных Сил. В 2016 году страна увеличила расходы на военные нужды на 5,9% - до 69,2 млрд долларов и вошла в тройку лидеров по объемам затрат на оборону. Об этом говорится в очередном докладе Стокгольмского международного института исследований проблем мира (SIPRI).

По данным доклада, более половины (55%) российского оборонного бюджета пошли на финансирование госпрограммы вооружений. Причем, таких программ существует несколько. На данный момент действует программа на 2011 — 2020 годы (20 трлн рублей), с 2018 вступит в силу новая — до 2025 года. Таким образом, Минобороны добивается непрерывности процесса перевооружения.

Основными задачами новой госпрограммы вооружений будет создание объектов для размещения сил и средств ядерного сдерживания воздушного, наземного и морского базирования. В условиях эскалации конфликта у Корейского полуострова это выглядит как необходимая мера. Всего планируется ввести в строй 1740 различных объектов, рассказал Сергей Шойгу на коллегии Минобороны РФ.

В правительстве у военных есть оппоненты. Так, если Минобороны рассчитывало на объем финансирования предстоящей программы в 55 трлн рублей, то Минфин предлагал ограничиться 12 трлн рублей. В результате был достигнут компромисс — расходы оптимизировали, снизив стоимость программы до 30 трлн рублей. Как это скажется на обороноспособности страны, пока неясно.

Причины скупости Минфина очевидны. В условиях резкого падения цен на нефть, доходы бюджета от продажи энергоносителей резко упали. Компенсировать их за счет реализации высокотехнологичной продукции невозможно — экономика России остается сырьевой. В результате военные расходы составили в 2016 году 5,3% от ВВП России. Это самый высокий показатель за постсоветский период.

Для сравнения «норматив» для стран НАТО — 2% от ВВП. Именно таких расходов добивается Дональд Трамп от американских союзников по альянсу. Например, Германия тратит всего 1,3%. России же, чтобы соблюдать хотя бы примерный паритет, приходится расходовать гораздо большую долю от валового продукта.

Впрочем, российские военные расходы на фоне аналогичного показателя потенциального противника — США выглядит весьма скромно: 69,2 млрд против 611 млрд долларов. По объему оборонного бюджета Америка занимает ведущее место. Его доля во всех мировых военных расходах составляет 36%, доля России — всего 4%. Причем в 2018 году Трамп намерен увеличить военный бюджет еще на 9% или 54 млрд долларов.

Важным фактором в новой геополитической реальности становится военный бюджет Китая, занимающего вторую строчку в рейтинге. Союзник России потратил в минувшем году 215 млрд долларов или 13% от мировых расходов. Союзник США — Саудовская Аравия снизила расходы почти на треть — до 63,7 млрд долларов, что отбросило ее на четвертую позицию рейтинга.

Пятерка стран-лидеров по затратам на оборону. Расходы в млрд. долларов и процентный рост за 2016 год.

Заведующий лабораторией военной экономики Института экономической политики Василий Зацепин видит в высоких расходах на оборонку, скорее, негатив.

— Обращаю внимание на мнение заместителя министра обороны РФ Юрия Борисова , которое он высказал два года назад. По его словам, военное обременение экономики свыше 4% от ВВП свидетельствует о ввязывании страны в гонку вооружений. Думаю, ему можно доверять. Есть и другие показатели, житейского плана. Например, когда не индексируют пенсии. В течение четырех лет военнослужащим не индексируют денежное довольствие. Поясню, у нас проводится постоянный эксперимент по выплате срочникам двух тысяч рублей в месяц. Зато банкам в прошлом году около 1 трлн заплатили.

«СП»: — Подробнее, пожалуйста, про банки.

— Это происходило в порядке возврата денег по кредитам на гособоронзаказ, полученных от российских банков с 2011 года. У нас же параллельно с бюджетом была использована кредитная схема финансирования. Этого раньше не было. Финансирование оборонных нужд должно идти без всяких кредитов. Чтобы не платить лишнее. Банки наши «наварили» по некоторым оценкам до 300 млрд.

По словам эксперта, в 2010 году правительством была избрана «инновационная» схема на основе, как бюджетных ассигнований, так и кредитов под госгарантии. Банки рассчитывали, вложив в российскую оборонку средства под высокие проценты перекредитоваться затем на Западе, и остаться с прибылью. Однако после того, как в 2014-м на них наложили санкции, красивая схема рухнула. Поскольку государство выступало гарантом сделок, ему пришлось отбирать средства у гражданских госпрограмм.

Тем не менее, военный эксперт, старший научный сотрудник ВШЭ Василий Кашин видит в наращивании финансирования оборонных госпрограмм пользу, как для обороны страны, так и для гражданского сектора экономики.

— Надо понимать, что зависимость между расходами оборонного бюджета и военным потенциалом страны не носит линейного характера. Достаточно посмотреть данные по Великобритании, военные расходы которой сравнимы с Россией. При этом Великобритания фактически не имеет собственного ядерного оружия — они вынуждены закупать баллистические ракеты у американцев. У них немногим более 200 боевых самолетов, половина из которых, — небоеспособна. Армия Британии — это десятки тысяч человек, на флоте закончились противокорабельные ракеты и т. д. Кроме того, у Британии вообще нет космической программы. Если Северная Корея и Иран в состоянии сами запускать спутники, то британцы — нет.

Во Франции дела обстоят получше, но если сравнить сколько чего имеет Россия на каждый вложенный миллиард долларов, то это тоже будет не сопоставимо. Сюда же можно отнести Саудовскую Аравию, которую Россия сейчас оттеснила на четвертое место. Саудовцы вообще не имеют своего военно-промышленного комплекса, но при этом ведут войну (в Йемене — авт. ). Причем у них нет кадров для обслуживания тех сложных вооружений, которые они закупают. Там есть целые городки американских технических специалистов, которые занимаются обслуживанием авиатехники, систем ПВО и проч. Например, только несколько лет назад саудовцы научились без помощи иностранцев менять двигатели в танках. Это богатая, но технически слаборазвитая страна.

То есть эффективность, полученный боевой потенциал, на вложенный доллар у России на фоне других стран очень высокий. Мы здесь сравнимы с Китаем, а в чем-то даже получше.

«СП»: — Считаете ли вы долю от ВВП, которую тратит Россия на оборону, слишком большой? Можно ли говорить о гонке вооружений?

— Повышение доли ВВП, расходуемой на оборону, связано с наследием совершенно жуткого периода с 1992-го по 2009 год, когда не закупалось, и не делалось вообще ничего, кроме развития совершенно необходимых систем стратегических вооружений. С 2009-го начали раскручивать механизм госзакупок и новое оружие массово пошло в вооруженные силы. Поэтому из-за того, что не производилось ритмичной замены военной техники на протяжении 17−18 лет, нам пришлось в очень короткие сроки заменить огромное количество вооружений и техники. Часть из этого арсенала, например, твердотопливные ракеты, просто физически исчерпает срок службы и будет представлять опасность. Поскольку радикальная модернизация обходится дорого, проще было оснащать заново.

Отсюда и гигантские расходы, спрессованные в короткие сроки. Сейчас они уже начинают постепенно снижаться, а после 2020 года снизятся еще более существенно. А чтобы такого больше не было, придется в будущем придерживаться более ритмичного подхода, когда каждый год планово заменяется часть старого вооружения, на новое. Иначе, это плохо и для обороны и для промышленности. Шутка ли, боевых самолетов для ВВС не закупалось до 2010−2011 года.

«СП»: — В стране немало социальных проблем. Стоит ли идти на подобные траты?

— Масштабные оборонные проекты не только необходимы для выживания страны, но и дают большой экономический эффект. Если посмотреть на те трудности ведения бизнеса, которые называют компании, то в числе первых 2−3 проблем можно увидеть нехватку квалифицированных кадров. Наша промышленность действительно долго жила на кадровом заделе советского периода. Старики уходили, а замены им не было. Постоянно повышался средний возраст инженеров и рабочих. Благодаря госпрограмме вооружений у нас стал снижаться этот средний возраст. Уже подготовлено поколение технических кадров, которые благодаря своей квалификации могут работать и в гражданской промышленности. Это колоссальный вклад в развитие экономики.

До середины 20 века военный бюджет включал в себя только расходы на авиацию и сухопутные войска — для финансирования флота большинством стран мира составлялся «морской» бюджет. Впервые объединение всех затрат в один финансовый документ провели в Великобритании, США и СССР.

Военные бюджеты разных стран могут существенно отличаться друг от друга по размеру и структуре. Сегодня общие затраты на финансирование вооруженных сил достигают 2,5% мирового валового продукта. Бессменным лидером последних десятилетий по объему военного бюджета являются Соединенные Штаты, которые с каждым годом увеличивают затраты на потребности армии из-за постоянных террористических угроз.

В военный бюджет не включаются расходы, связанные с финансированием правоохранительных структур и лечением ветеранов войн. Обычно такие затраты относятся к отдельным статьям национального бюджета.

Структура

Отчеты о выполнении военного бюджета ежегодно публикуются в СМИ большинства развитых стран. На основании этих документов эксперты выделяют три основные позиции для финансирования:
  • министерство обороны государства или другая структура, выполняющая подобные функции;
  • военные программы, которые реализует не министерство обороны, а другие правительственные ведомства;
  • мероприятия, связанные с планированием и подготовкой государственной экономики для работы во время войны.
Некоторые страны включают в военные расходы затраты, связанные с содержанием армейских контингентов других государств, которые временно или на постоянной основе размещаются на их территории. Яркий пример представляет собой Германия, которая на основании нескольких международных договоров частично берет на себя финансирование содержания и развития инфраструктуры американских военных баз, находящихся в Фильзеке и Рамштайне.

Статьи расходов

Средства, которые поступают на счета министерства обороны из военного бюджета, направляются на:
  • проведение учений и подготовку личного состава армии и флота;
  • закупку новейших образцов военной техники, ее поддержание в исправном состоянии (распределение ресурсов между различными родами войск осуществляется в соответствии с действующей государственной военной доктриной);
  • подготовку офицерского состава;
  • финансирование работы военно-учебных заведений, которые функционируют на территории страны.
Оборонные программы предусматривают ассигнование мероприятий, связанных с:
  • развитием объектов военной инфраструктуры (например, модернизация авиабаз, строительство военных городков);
  • деятельностью научно-исследовательских центров, разрабатывающих инновационные образцы вооружения;
  • производством новейших образцов вооружения.
Мероприятия, связанные с подготовкой государственной экономики к работе в условиях войны, предполагают финансирование:
  • разработок мобилизационных планов для госструктур, крупных производственных предприятий и фабрик;
  • накопления стратегических запасов сырья для крупных предприятий, товаров и продовольствия для населения.

Запрос на безопасность​

Как в 2008 году, так и сейчас скачок в росте расходов обусловлен политикой США. «Администрация Дональда Трампа в свой первый год объявила о намерении увеличить финансирование Пентагона. Рост затрат должен обеспечить задачи боеготовности и подготовки военнослужащих, которые ранее стали жертвой секвестра», — пояснил один из авторов доклада, старший аналитик IHS Гай Истмен.​

12 декабря президент Трамп подписал оборонный бюджет на 2018 финансовый год. Общие расходы запланированы на уровне $692 млрд, из которых $626 млрд пойдут на основные расходы, оставшиеся $66 млрд — в так называемый фонд зарубежных чрезвычайных операций (OCO), из которого финансируется американское военное присутствие за пределами страны. В 2017 году американский оборонный бюджет составил почти $643 млрд.

Следом за США растут военные расходы их союзников по НАТО. Восточная Европа вообще станет, по расчетам аналитиков, регионом наиболее сильного роста оборонных расходов. Связано это с необходимостью выполнить условие НАТО о выделении на оборону не менее 2% ВВП стран-участниц, а также с опасениями перед российской угрозой, отмечается в докладе IHS. К началу 2017 года лишь пять из 28 стран альянса выполняли этот норматив: США, Греция, Великобритания, Эстония и Польша. Согласно анализу IHS, в следующем году к ним присоединятся Латвия, Литва, Румыния и Турция.

Страны Ближнего Востока и Северной Африки также повысили военные расходы из-за сложной обстановки в регионе, указывается в докладе. В пятерку мировых лидеров попала Саудовская Аравия — в 2017 году королевство увеличило свой оборонный бюджет на $0,9 млрд, до $50,9 млрд. По сравнению с 2016 годом возросли военные расходы Ирана — занимавший 18-е место по величине военного бюджета в 2016 году, Иран поднялся на 15-ю строчку рейтинга. «Мы ожидаем, что оборонные бюджеты продолжат расти, но рост будет ограничен осторожным подходом к государственным расходам», — считает главный аналитик IHS и соавтор доклада Крэйг Кэффри.

Фото: Faisal Al Nasser / Reuters

Против тренда

Расходы России на оборону продолжают падать второй год подряд, указывают авторы доклада IHS, объясняя это ухудшением экономической ситуации в стране. Согласно исследованию, в 2017 году Россия выбыла из пятерки стран с крупнейшими оборонными расходами, опустившись с четвертого на шестое место. Россию в этом рейтинге обогнали Великобритания и Саудовская Аравия ($51,2 млрд и $50,9 млрд в постоянных долларах 2017 года соответственно).

По данным IHS, оборонный бюджет России в 2017 году составил $47 млрд против $52,3 млрд годом ранее (в постоянных долларах 2017 года). Соавтор доклада Кэффри указывает на то, что в 2017 году оборонный бюджет России сократился на 10% по сравнению с пиковым 2015 годом. Эксперт прогнозирует дальнейшее падение российских оборонных расходов в 2018 году на 5%. Кэффри указывает, что Россия и дальше будет модернизировать свою армию, однако сокращение оборонного бюджета будет влиять на то, какими темпами идет модернизация.

В предыдущем ежегодном докладе HIS Markit, опубликованном в декабре 2016 года, Россия также с самыми высокими оборонными расходами. Тогда авторы исследования отмечали, что она впервые выбыла из пятерки лидеров, оказавшись на шестом месте — ее военный бюджет составил $48,45 млрд в постоянных долларах 2016 года. Однако при пересчете в постоянных долларах 2017 года Россию в новом докладе вновь поместили в пятерку лидеров за 2016 год с $52,3 млрд.

В апреле 2016 года другой аналитический центр — Стокгольмский институт исследования проблем мира (SIPRI) — представил иные данные. Российские военные расходы в 2016 году $69,2 млрд, и страна по этому показателю вошла в тройку лидеров, уступая лишь США и КНР. По версии SIPRI, Россия также пошла против тренда, но другого: сокращение военных расходов в нефтедобывающих странах. Методика SIPRI включает «все возможные расходы на военную деятельность» — от погашения задолженности предприятий ВПК перед банками (на сумму почти $12 млрд) до пособий ветеранам.

До 2017 года военные расходы России, особенно их инвестиционная составляющая, росли на десятки процентов в год, рассказал РБК заведующий лабораторией военной экономики Института Гайдара Василий Зацепин: «До тех пор пока страны Запада постепенно сокращали свои расходы на оборону, Россия их повышала». Но в уходящем году, по данным Зацепина, Россия снизила свои расходы на оборону почти на 25% по сравнению с предыдущим годом.

Перелом, по мнению Зацепина, был вызван конфликтами в Сирии и на Украине, участие в которых ударило по экономике страны, в том числе из-за международных санкций и «непосильных военных расходов». Как отмечает эксперт, России пришлось всё же сократить расходы на оборону, когда экономика страны «перестала демонстрировать признаки роста».

Российский президент Владимир Путин, выступая 14 декабря на ежегодной пресс-конференции, также отметил, что в 2018 году оборонные расходы должны составить 2,8 трлн руб. По текущему курсу это равняется около $47,7 млрд. В июне в интервью кинорежиссеру Оливеру Стоуну Путин рассказал о намерении снизить военные расходы в ближайшие три года.

Loading...Loading...