Рекомендации по снижению налоговой нагрузки на предприятие. Методы снижения налоговой нагрузки. ИП-управляющие вместо наемных руководителей

Прибыль - это разница между доходами и расходами. Соответственно все, что снижает доход, . По сути, даже убытки идут во благо. Поясним, каким образом.

В процессе функционирования организации, будь то торговля или производство, возникают разного рода потери и недостачи, например, при хранении, транспортировке, упаковке и т.д. Такие убытки учитываются в составе материальных расходов (пп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ), которые, в свою очередь, включаются в налоговую базу в пределах норм естественной убыли. Нормы такие утверждаются на уровне Правительства РФ по различным отраслям. Нормативы технологических потерь для каждого конкретного вида сырья и материалов организация может разработать самостоятельно. Причем описать их надо в форме технологических карт или аналогичных локальных документов.

Подобные убытки организация должна подтвердить документально - товарно-транспортными накладными, отчетами, актами и т.д. (Письмо Минфина России от 01.10.2009 N 03-03-06/1/634). Технологические потери следует зафиксировать в первичных документах, например в акте инвентаризации (при обнаружении недостачи).

Если технологические убытки в пределах нормативов обнаружены в производстве, в бухучете они отражаются в составе расходов по обычным видам деятельности и учитываются при списании материалов в производство:

Д-т 20 (23) К-т 10 - переданы в производство материалы.

Если потери выше нормативов, их учитывают в составе прочих расходов:

Д-т 91/2 К-т 20 (23) - списаны сверхнормативные технологические потери.

Порядок отражения потерь, возникших при транспортировке, указан в п. п. 5 и 11 ПБУ 10/99:

Д-т 94 К-т 60 (10, 16, 41) - отражена недостача при транспортировке;

Д-т 20 (23) К-т 94 - списана на затраты недостача в пределах установленных норм;

Д-т 76 (73) К-т 94 - отнесены на виновных лиц (сотрудников или другие организации) сверхнормативные потери;

Д-т 91/2 К-т 94 - списаны суммы сверхнормативных потерь, виновные лица по которым не обнаружены.

Такой порядок установлен и п. 5.1 Методических указаний, утвержденных Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49, и п. 236 Методических указаний, утвержденных Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н.

В налоговом учете технологические потери относятся на материальные расходы организации. Причем налогоплательщик может учесть даже потери сверх нормативов, ведь данные затраты организации не являются нормируемыми (пп. 3 п. 7 ст. 254 НК РФ, Определение ВАС РФ от 18.06.2009 N ВАС-7283/09, Постановление ФАС Центрального округа от 16.02.2009 по делу N А54-1345/2008-С8).

Испорченный товар

В том же направлении работает схема с испорченным товаром. Ведь расходы на испорченную продукцию также снижают налоговую нагрузку (Письмо Минфина России от 08.07.2008 N 03-03-06/1/397). По мнению специалистов главного финансового ведомства, фискальные органы не могут оценивать целесообразность расходов согласно ч. 1 ст. 8 Конституции РФ.

Однако такие выводы не помешают в реальности налоговикам устанавливать необоснованность расходов на товар, оказавшийся непригодным. К тому же противоречивые разъяснения Минфина России помогают фискалам. В Письме от 09.06.2009 N 03-03-06/1/374 Минфин России указал: в случае утилизации (списания) товаров с истекшим сроком годности затраты на их приобретение и дальнейшую ликвидацию не могут рассматриваться в рамках извлечения доходов от предпринимательской деятельности и, следовательно, не учитываются в составе расходов.

Несколько нюансов. При обнаружении испорченного товара нужно провести инвентаризацию (п. 2 ст. 12 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ). Случается, порчу обнаруживают в ходе инвентаризации. Если организация решила обратиться к этому способу, чтобы сэкономить на налоге на прибыль, в обязательном порядке нужно провести инвентаризацию и оформить ее документально надлежащим образом. Для этого предусмотрены формы, утвержденные Постановлениями Госкомстата России от 18.08.1998 N 88 и от 27.03.2000 N 26.

При этом следует учитывать, что товары с истекшим сроком годности не подлежат дальнейшей реализации через торговую сеть (п. 5 ст. 5 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1).

Резервы в целях налоговой оптимизации

Налоговики часто придираются к резервам, сформированным налогоплательщиком, - будь то торговая организация или банк. И неважно, какова цель сформированных резервов, для чего их создавали. Просто иногда фискальным органам кажется, что их объем чрезмерно велик.

Банкиры чаще всего отбиваются от претензий ревизоров, т.к. "регулятор" в банковской отрасли отнюдь не ФНС России, а Центральный банк РФ. У кредитных организаций специфика создания резервов отраслевая. Поэтому только ЦБ РФ может диктовать банкам правила формирования резервов по потерям по ссудам, а не налоговые инспекторы.

В целом, чтобы воспользоваться таким способом экономии, следует научиться распределять резервы равномерно . В НК РФ порядок формирования резервов основных средств установлен ст. 324. В частности, в этой статье сказано: налогоплательщик, образующий резерв предстоящих расходов на ремонт, рассчитывает отчисления в него, ориентируясь на совокупную стоимость основных средств и самостоятельно утвержденные нормативы отчислений. Правда, эти нормативы должны быть указаны в учетной политике организации (абз. 5 ст. 313 НК РФ). В учетной политике также следует определить порядок формирования резерва.

Совокупная стоимость основных средств - это сумма первоначальной стоимости всех амортизируемых основных средств, введенных в эксплуатацию по состоянию на начало налогового периода, в котором образуется резерв предстоящих расходов на их ремонт. Чтобы рассчитать нормативы, налогоплательщик должен определить предельную сумму отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств, исходя из периодичности осуществления ремонта их объекта и его деталей и сметной стоимости указанного ремонта. Сюда входят такие затраты, как стоимость запчастей и расходных материалов, зарплата сотрудников по починке, стоимость сторонних услуг и другие расходы. При этом предельная сумма резерва предстоящих расходов на указанный ремонт не может превышать среднюю величину фактических расходов на него, сложившуюся за последние три года.

Если налогоплательщик осуществляет накопление средств для проведения особо сложных и дорогих видов капитального ремонта основных средств в течение более одного налогового периода, предельный размер отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств может быть увеличен на сумму отчислений на финансирование указанного ремонта, приходящегося на соответствующий налоговый период в соответствии с графиком проведения таких видов ремонта при условии, что в предыдущих налоговых периодах они не осуществлялись.

Отчисления в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств в течение налогового периода списываются на расходы равными долями на последнее число соответствующего отчетного (налогового) периода.

Если налогоплательщик создает резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств, сумма фактически осуществленных затрат на проведение ремонта списывается за счет средств указанного резерва.

Если сумма фактически осуществленных затрат на ремонт основных средств в отчетном (налоговом) периоде превышает сумму созданного резерва предстоящих расходов на такой ремонт, остаток затрат для целей налогообложения включается в состав прочих расходов на дату окончания налогового периода.

Если на конец налогового периода остаток средств резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств превышает сумму фактически осуществленных в текущем налоговом периоде затрат на такой ремонт, сумма превышения на последнюю дату текущего налогового периода для целей налогообложения включается в состав доходов налогоплательщика.

Если в соответствии с учетной политикой для целей налогообложения и на основании графика проведения капитального ремонта основных средств налогоплательщик осуществляет накопление средств для финансирования указанного ремонта в течение более одного налогового периода, на конец текущего налогового периода остаток этих средств не подлежит включению в состав доходов в целях гл. 25 НК РФ.

Для обеспечения в течение двух и более налоговых периодов равномерного включения расходов на проведение ремонта основных средств налогоплательщики вправе создавать резервы под их предстоящие ремонты (п. 3 ст. 260 НК РФ).

Конечно, такая схема подойдет только организациям, применяющим метод начисления. Применяющие кассовый метод резервы не создают (п. 3 ст. 273 НК РФ).

Порядок формирования резерва определяется исходя из годового норматива отчислений в резерв и совокупной первоначальной стоимости основных средств. Причем любые изменения в порядке как формирования резерва, так и расчета нормативов следует указывать в обновленной учетной политике (п. 2 ст. 324 НК РФ).

Вообще схема с использованием формирования резервов на ремонт основных средств интересна крупным предприятиям, занимающимся промышленным производством, потому что, если ремонт оборудования является редкостью, налоговая экономия будет совсем незначительной: затраты на ремонт включаются непосредственно в расходы, учитываемые при расчете налоговой базы по налогу на прибыль (ст. 260 НК РФ). Крупным же налогоплательщикам, пожелавшим обратиться к данному методу, хорошо бы параллельно создать резерв для проведения особо сложных и дорогих видов капитального ремонта основных средств в течение более одного налогового периода.

В обычном случае резервы будут разноситься по всему году равномерно, а по "дорогостоящему" резерву затраты вообще можно будет перенести на следующие налоговые периоды, т.е. доходы, полученные в отчетном налоговом периоде (календарном годе), уменьшаются на будущие суммы фактически не произведенных расходов.

Когда резервы уравняются со сметными расходами, оборудование может окончательно сломаться. Тогда сумма резервного фонда отразится в составе внереализационных доходов в целях гл. 25 НК РФ. Причем налогоплательщик еще получит отсрочку, т.к. доходы, которые мы получили выше, облагаются через некоторое время - когда заканчивается период формирования резерва.

Сомнительные долги

В кризис проблема "плохих" долгов взволновала не только банки, но и все предприятия. Контрагенты повсеместно "забывали" оплатить счета или вовсе разорялись. Потому скажем несколько слов о том, как можно получить налоговую экономию с помощью резервов по сомнительным долгам (п. 3 ст. 266 НК РФ).

Данный вид резерва тоже надо прописать в учетной политике. Причем такое решение должно быть принято до начала очередного налогового периода по налогу на прибыль (для налога на прибыль - это год). Если совет директоров примет решение в январе 2011 г., формировать резерв можно лишь с 2012 г. (Письмо Минфина России от 21.10.2008 N 03-03-06/1/594). В принципе, менять учетную политику можно каждый год (ст. 313 НК РФ), но если у организации будет наблюдаться непоследовательная учетная политика, это может сыграть не в пользу налогоплательщика.

"Амортизационная" экономия

Можно сэкономить на налогах и с помощью амортизации, например, если подтвердить, что ваше оборудование работает в условиях агрессивной среды. Тогда налогоплательщик может получить право использовать специальный коэффициент, ускоряющий амортизацию в два раза (пп. 1 п. 1 ст. 259.3 НК РФ).

Агрессивная среда - это совокупность природных и (или) искусственных факторов, влияние которых вызывает повышенный износ (старение) основных средств в процессе их эксплуатации. К работе в агрессивной среде приравнивается также нахождение основных средств в контакте с взрыво-, пожароопасной, токсичной или иной агрессивной технологической средой, которая может послужить причиной (источником) инициирования аварийной ситуации (п. 1 ст. 259.3 НК РФ). Доказать такие отягчающие условия работы для оборудования можно, например, в северных или, напротив, южных регионах. Схема может быть актуальна и для заводов, функционирующих 24 часа (Определение ВАС РФ от 30.01.2009 N ВАС-544/09).

С транспортными средствами вообще просто. В зимних условиях России любой автомобиль или грузовик подвергается износу, как и все его комплектующие. Опять же российские дороги - это притча во языцех, т.е. и по хорошей погоде транспорт на отечественных дорогах изнашивается быстрее положенного. Такая вот вполне "агрессивная среда" (Письмо Минфина России от 27.08.2007 N 03-03-06/1/604).

Суды по различным основаниям, как правило, становятся на сторону налогоплательщиков (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 23.03.2009 N Ф04-4795/2008(3206-А46-40) по делу N А46-11259/2007, от 27.08.2008 N Ф04-4639/2008(10778-А81-40), Уральского округа от 23.10.2008 N Ф09-7703/08-С3 по делу N А76-3007/08 и др.).

Обратите внимание! По мнению чиновников, применять повышающий коэффициент можно только в случаях, когда основное средство в соответствии с документацией производителя не предназначено для использования в условиях агрессивной среды, а также предназначено для использования в условиях агрессивной среды, но эксплуатируется в режиме, не предусмотренном технической документацией (Письма Минфина России от 14.10.2009 N 03-03-05/182 и ФНС России от 17.11.2009 N ШС-17-3/205@). Выходит, основные средства, которые для "агрессивной среды" предназначены по инструкции, нельзя амортизировать в ускоренном порядке.

Как считают специалисты Минфина России, невозможно применять ускоренную амортизацию и в отношении опасных производственных объектов (Письма от 30.05.2008 N 03-03-06/1/341, от 14.10.2009 N 03-03-05/182), поскольку это не предусмотрено НК РФ.

В Письме Минфина России от 30.05.2008 N 03-03-06/1/341 говорится: Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1), устанавливает сроки полезного использования основных средств исходя из режима нормальной работы в две смены. Повышенная сменность - это три смены или больше (24 часа), как считает финансовое ведомство. Однако в Классификации N 1 об этом упоминания нет. По логике, нормальный режим - это одна смена, а все, что больше, - отклонение. Судьи в этом плане - на стороне налогоплательщиков (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 15.09.2008 N Ф04-5556/2008(11394-А03-42)).

Кстати, рекомендуем помимо учетной политики отразить применение повышенного коэффициента амортизации по сменности в приказах руководителя о работе в многосменном режиме и применении специального коэффициента в отношении конкретных основных средств. Кроме того, в организации должен ежемесячно составляться документ, обосновывающий перечень объектов, работающих в условиях повышенной сменности. Это должно подтверждаться и табелем учета рабочего времени сотрудников.

Если говорить о последних законодательных новшествах, то в соответствии с п. 1 ст. 259.3 НК РФ повышающий коэффициент могут применять все организации, если у них есть основные средства, относящиеся к объектам, имеющим высокую энергетическую эффективность, или к объектам с высоким классом энергетической эффективности. Возможность применения повышающего коэффициента к таким основным средствам предоставлена налогоплательщикам Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ (абз. 4 п. 1 ст. 5 НК РФ, ст. 36, ч. 2 ст. 49 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ).

Перечень имеющих высокую энергетическую эффективность объектов должно установить Правительство РФ (пп. 4 п. 1 ст. 259.3 НК РФ). Классы же энергетической эффективности товаров определяет производитель товара (импортер) (ст. 10 Закона N 261-ФЗ). Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N 1222 определены виды товаров, в этикетках, маркировке и технической документации которых с 1 января 2011 г. (частично - с 1 января 2012 г.) необходимо будет указывать класс энергетической эффективности. Постановлением N 1222 также утверждены общие принципы правил определения класса энергетической эффективности товаров.

Амортизационная премия

Согласно п. 9 ст. 258 НК РФ налогоплательщик имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 30% (в отношении основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам) первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно), а также не более 30% расходов, которые понесены в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств. По другим группам установлен лимит в 10%. Оставшееся нужно амортизировать в течение срока службы основных средств. Конечно, списать единовременно часть стоимости очень даже неплохо, но нельзя, чтобы основное средство продавалось в течение пяти лет после ввода в эксплуатацию.

Обратите внимание! Нельзя применять амортизационную премию по имуществу, полученному безвозмездно (ст. 258 НК РФ). Не следует также использовать эту "льготу" по имуществу, полученному в качестве вклада в уставный капитал (Письмо Минфина России от 19.06.2009 N 03-03-06/2/122).

Налоговая деятельность предприятия должна рассматриваться как часть его финансово-хозяйственной деятельности. Неверна позиция, в соответствии с которой считается, что налоговая деятельность начинается и заканчивается уплатой налогов и составлением соответствующих деклараций. В течение всей финансово-хозяйственной деятельности происходит непрерывное создание и движение различных видов имущества и обязательств, которые формируют налоговую базу для исчисления того или иного налога. Одним из основных направлений в рамках налоговой деятельности на предприятии выступает налоговое планирование.

Объектом налогового планирования являются не только собственно объекты налогообложения, но и процессы управленческой деятельности, так или иначе влияющие на их формирование. Необходимость налогового планирования заложена в самом налоговом законодательстве, которое предусматривает те или иные налоговые режимы для разных ситуаций, допускает различные методы для исчисления налоговой базы и предлагает налогоплательщикам различные налоговые льготы, если они будут действовать в желательных властным органам направлениях.

Несмотря на то, что «налоговое планирование» является достаточно популярным термином, в экономической литературе на настоящий момент нет единого научно признанного определения данного понятия. Всё множество определений налогового планирования можно разделить на два основных подхода. Первый подход к определению налогового планирования связан с характеристикой его как деятельности, направленной на уменьшение налоговых платежей, т.е. рассматривается сущность налогового планирования исключительно с ограничительных позиций, противопоставляя налогоплательщика фискальным органам. Другой подход связан с его трактовкой как одного из элементов корпоративного налогового менеджмента, как неотъемлемой части его финансово-хозяйственной деятельности. Однако понятие налогового планирования шире и как вид управленческой деятельности должно вобрать в себя всю совокупность действий, связанных с принимаемыми решениями, поскольку организацию интересует не только величина уплачиваемых налогов, но и эффективность принимаемых решений, их результативность.

Следует разграничивать категорию «налоговое планирование» от таких понятий, как «уклонение от уплаты налогов» и «обход налогов». В настоящее время выделяют три основных механизма уменьшения налоговых платежей: уклонение от уплаты налогов, обход налогов, налоговое планирование. Несмотря на то, что все три механизма активно используются налогоплательщиками, изложенные в такой последовательности они представляют собой не только эволюцию от простого к сложному, но и эволюцию характера взаимоотношений между бизнесом и государством, своего рода историю поиска ими разумного компромисса.

Резюмируя взгляды разных экономистов, представляется возможным дать следующее определение налогового планирования: налоговое планирование - это инструмент построения оптимальных параметров бизнеса, основанный на законодательно определенных способах налогообложения и способствующий повышению инвестиционной привлекательности предприятия.

Следует подчеркнуть два аспекта проявления налогового планирования на уровне хозяйствующих субъектов. Первый аспект акцентирует его особую роль в процессе мобилизации внутренних инвестиционных резервов экономических субъектов, особенно предприятий малого предпринимательства, чьи финансовые возможности всегда более ограничены по отношению к другим категориям предприятий. Второй аспект выражается в получении дополнительных конкурентных преимуществ предприятия путем выбора оптимальных параметров бизнеса с помощью оптимизации уровня налоговой нагрузки, что органично встраивает систему налогового планирования и налоговой оптимизации в стоимостную концепцию управления бизнесом.

С теоретической точки зрения разукрупнение налогового планирования как целостной деятельности на отдельные составляющие позволяет в наиболее полной мере изучить конструкцию данной экономической категории. В литературе при описании процесса налогового планирования на промышленных предприятиях применяются различные подходы для определения его структурных элементов.

В работе на рис. 3.1 представлена классификация оптимизационных методов, позволяющая выделить инструменты налогового планирования как на макроэкономическом, так и микроэкономическом уровнях.

Проблема налоговой оптимизации актуальна для России и в настоящее время. Однако, в современной теории и практике налогообложения наметилось смещение акцентов с исследований по проблемам определения паритетов в сочетании систем косвенного и прямого обложения на уровне государства на исследования по оптимизации налоговой нагрузки в рамках функционирования отдельного экономического субъекта. Необходимо также отметить, что данная проблема эволюционировала на протяжении последнего десятилетия от вопросов снижения налогового бремени экономического субъекта к проблематике выявления наиболее оптимальных параметров бизнеса в рамках налогового планирования.

Эволюция подходов к интерпретации налоговой оптимизации и налогового планирования нашла свое отражение в развитии методического инструментария оценки налоговой нагрузки предприятия.

Налоговая нагрузка на хозяйствующие субъекты является следствием налоговой политики государства, качественной характеристикой системы налогов. Сегодня в России нет общепринятой методологии не только исчисления абсолютной, но и относительной величины налоговой нагрузки экономических субъектов, отсутствует четкое представление о значении этих показателей. Общепринятого определения понятия налоговой нагрузки (налогового бремени) в зарубежной и отечественной экономической литературе также нет.

Рис. 3.1.

В научной литературе можно встретить разные методические подходы к оценке налогового бремени хозяйствующих субъектов. Различие их проявляется в толковании таких ключевых моментов, как количество налогов, включаемых в расчет налоговой нагрузки, а также определении интегрального показателя, с которым соотносится сумма налогов.

В налоговом планировании необходимо использовать такое понятие, как налоговое поле. Налоговое поле - это перечень и характеристики налогов, взимаемых с налогоплательщика, с указанием основных параметров налога. Принято проводить классификацию налоговых полей хозяйствующих субъектов в зависимости от формы регистрации бизнеса (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) и режима налогообложения. Изменение налогового поля является одним из действенных способов изменения налоговой нагрузки на предприятии и создания благоприятных условий для мобилизации внутренних инвестиционных ресурсов малого предприятия.

Процедура определения оптимального налогового режима экономического субъекта является достаточно сложным и ответственным этапом налогового менеджмента, от результатов которого зависит структура и динамика последующих финансовых потоков, связанных с осуществлением налоговых выплат. Поэтому возникает острая необходимость в использовании эффективных инструментов анализа и принятия управленческих решений по данному вопросу.

Оптимизация налоговой нагрузки хозяйствующего субъекта требует учета целого ряда факторов, к которым относятся следующие: степень влияния НДС на взаимоотношения фирмы с основными контрагентами, уровень рентабельности продаж, соотношение расходов и доходов предприятия, доля фонда оплаты труда в доходах, доля взносов в Пенсионный фонд РФ в доходах, величина выплат по временной нетрудоспособности. Каждый из указанных факторов может оказывать дифференцированное влияние на итоговый вектор, формирующий оптимальный выбор режима налогообложения предприятия.

Выбор оптимального режима налогообложения субъектов малого предпринимательства предложено проводить по следующему алгоритму (рис. 3.2).

На первом этапе алгоритма необходимо оценить существующий уровень налоговой нагрузки предприятия при общей системе налогообложения, а также провести предварительные расчеты, связанные с анализом налоговой нагрузки при переходе на специальный режим налогообложения. Если предварительные оценки свидетельствуют о том, что величина налоговых расходов меняется незначительно, то стоит сохранить существующую систему налогообложения.

В случае если налоговое бремя предприятия окажется значительно меньше при переходе на УСН, следует перейти ко второму этапу оптимизационных расчетов.

Чтобы выбрать оптимальный режим налогообложения, сравнить ожидаемую величину налоговых отчислений в рамках общего режима и упрощенной системы налогообложения недостаточно. Поэтому на втором этапе анализа нужно отследить влияние НДС на взаимоотношения контрагентов.

Доля добавленной стоимости в цене - важный критерий для решения вопроса, оставаться ли на общем режиме и продолжать уплачивать НДС или переходить на упрощенную


Рис. 3.2.

систему налогообложения. Он имеет принципиальное значение, когда большую часть покупателей составляют организации, которые являются промежуточными потребителями - плательщиками НДС. Следует отметить, что чем выше доля добавленной стоимости в цене, тем меньше финансовые потери в форме непринятого к возмещению НДС у фирмы, которая покупает товар у неплательщика НДС.

В табл. 3.1. показана налоговая нагрузка (НН) на малых предприятиях при упрощенной и общей системах налогообложения в зависимости от удельного веса добавленной стоимости (УДС) в доходе предприятия с учетом уплаченного НДС, входящего в стоимость купленных материалов при условии, что ставка НДС была равна 18%.

Таблица 3.1 Распределение налоговой нагрузки на предприятиях малого бизнеса при разных системах налогообложения в зависимости от удельного веса добавленной стоимости

Анализ влияния доли добавленной стоимости на уровень налоговой нагрузки предприятия при различных налоговых режимах позволяет сделать вывод о том, что малым предприятиям с большой долей сырья применять упрощенную систему налогообложения не выгодно. Возможно, именно это обстоятельство, а также потеря конкурентоспособности при поставке продукции предприятиям-плательщикам НДС являются основными причинами небольшого удельного веса промышленных предприятий в малом бизнесе.

На третьем этапе оптимизационных вычислений, при условии, что на предыдущих этапах было принято решение о переходе на упрощенную систему налогообложения, предлагается выбрать объект налогообложения. В отдельных случаях выбор объекта налогообложения становится достаточно сложной задачей. Для ее решения необходимо сравнить налоговые расходы, которые будет нести налогоплательщик при применении разных объектов.

Один из способов разрешения данной ситуации - это провести расчет доли единого налога в доходах. Тот вариант, при котором она окажется меньше (т.е. меньшая часть дохода изымается в виде налога) и будет предпочтительнее. Доля единого налога для объекта «доходы минус расходы» определяется исходя из предполагаемого уровня рентабельности.

В связи с этим, на четвертом этапе алгоритма оптимизации налогового режима необходимо оценить степень влияния фонда оплаты труда на размер единого налога.

На пятом этапе необходимо принять окончательное решение по поводу выбора системы и объекта налогообложения и рассчитать экономический эффект от проведения налоговой оптимизации, который выражается в величине мобилизованных внутренних инвестиционных ресурсов.

Таким образом, подход к оптимизации налоговой нагрузки с точки зрения инвестиционной привлекательности субъекта малого бизнеса позволяет обоснованно подойти к проблеме выбора наиболее оптимальных параметров бизнеса и оценить инвестиционный эффект, полученный в рамках налогового планирования.

Политика в отношении обработки персональных данных

1. Термины и принятые сокращения

1. Персональные данные (ПД) – любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту ПД).

2. Обработка персональных данных – любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

3. Автоматизированная обработка персональных данных – обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники.

4. Информационная система персональных данных (ИСПД) – совокупность содержащихся в базах данных персональных данных и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств.

5. Персональные данные, сделанные общедоступными субъектом персональных данных, – ПД, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе.

6. Блокирование персональных данных – временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных).

7. Уничтожение персональных данных – действия, в результате которых становится невозможным восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) в результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных.

8. Cookie – это часть данных, автоматически располагающаяся на жестком диске компьютера при каждом посещении веб-сайта. Таким образом, cookie – это уникальный идентификатор браузера для веб-сайта. Cookie дают возможность хранить информацию на сервере и помогают легче ориентироваться в веб-пространстве, а также позволяют осуществлять анализ сайта и оценку результатов. Большинство веб-браузеров разрешают использование cookie, однако можно изменить настройки для отказа от работы с cookie или отслеживания пути их рассылки. При этом некоторые ресурсы могут работать некорректно, если работа cookie в браузере будет запрещена.

9. Веб-отметки. На определенных веб-страницах или электронных письмах Оператор может использовать распространенную в Интернете технологию «веб-отметки» (также известную как «тэги» или «точная GIF-технология»). Веб-отметки помогают анализировать эффективность веб-сайтов, например, с помощью измерения числа посетителей сайта или количества «кликов», сделанных на ключевых позициях страницы сайта.

10. Оператор – организация, самостоятельно или совместно с другими лицами организующая и (или) осуществляющая обработку персональных данных, а также определяющая цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

11. Пользователь – пользователь сети Интернет.

12. Сайт – это веб ресурс https://lc-dv.ru, принадлежащий Обществу с ограниченной ответственностью «Правовой центр»

2. Общие положения

1. Настоящая Политика в отношении обработки персональных данных (далее – Политика) составлена в соответствии с пунктом 2 статьи 18.1 Федерального закона «О персональных данных» №152-ФЗ от 27 июля 2006 г., а также иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации в области защиты и обработки персональных данных и действует в отношении всех персональных данных, которые Оператор может получить от Пользователя во время использования им в сети Интернет Сайта.

2. Оператор обеспечивает защиту обрабатываемых персональных данных от несанкционированного доступа и разглашения, неправомерного использования или утраты в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных».

3. Оператор имеет право вносить изменения в настоящую Политику. При внесении изменений в заголовке Политики указывается дата последнего обновления редакции. Новая редакция Политики вступает в силу с момента ее размещения на сайте, если иное не предусмотрено новой редакцией Политики.

3. Принципы обработки персональных данных

1. Обработка персональных данных у Оператора осуществляется на основе следующих принципов:

2. законности и справедливой основы;

3. ограничения обработки персональных данных достижением конкретных, заранее определенных и законных целей;

4. недопущения обработки персональных данных, несовместимой с целями сбора персональных данных;

5. недопущения объединения баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой;

6. обработки только тех персональных данных, которые отвечают целям их обработки;

7. соответствия содержания и объема обрабатываемых персональных данных заявленным целям обработки;

8. недопущения обработки персональных данных, избыточных по отношению к заявленным целям их обработки;

9. обеспечения точности, достаточности и актуальности персональных данных по отношению к целям обработки персональных данных;

10. уничтожения либо обезличивания персональных данных по достижении целей их обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, при невозможности устранения Оператором допущенных нарушений персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

4. Обработка персональных данных

1. Получение ПД.

1. Все ПД следует получать от самого субъекта ПД. Если ПД субъекта можно получить только у третьей стороны, то субъект должен быть уведомлен об этом или от него должно быть получено согласие.

2. Оператор должен сообщить субъекту ПД о целях, предполагаемых источниках и способах получения ПД, характере подлежащих получению ПД, перечне действий с ПД, сроке, в течение которого действует согласие, и порядке его отзыва, а также о последствиях отказа субъекта ПД дать письменное согласие на их получение.

3. Документы, содержащие ПД, создаются путем получения ПД по сети Интернет от субъекта ПД во время использования им Сайта.

2. Оператор производит обработку ПД при наличии хотя бы одного из следующих условий:

1. Обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;

2. Обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей;

3. Обработка персональных данных необходима для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве;

4. Обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем;

5. Обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных;

6. Осуществляется обработка персональных данных, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе (далее - общедоступные персональные данные);

7. Осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.

3. Оператор может обрабатывать ПД в следующих целях:

1. повышения осведомленности субъекта ПД о продуктах и услугах Оператора;

2. заключения с субъектом ПД договоров и их исполнения;

3. информирования субъекта ПД о новостях и предложениях Оператора;

4. идентификации субъекта ПД на Сайте;

5. обеспечение соблюдения законов и иных нормативных правовых актов в области персональных данных.

1. Физические лица, состоящие с Оператором в гражданско-правовых отношениях;

2. Физические лица, являющиеся Пользователями Сайта;

5. ПД, обрабатываемые Оператором, - данные, полученные от Пользователей Сайта.

6. Обработка персональных данных ведется:

1. – с использованием средств автоматизации;

2. – без использования средств автоматизации.

7. Хранение ПД.

1. ПД субъектов могут быть получены, проходить дальнейшую обработку и передаваться на хранение как на бумажных носителях, так и в электронном виде.

2. ПД, зафиксированные на бумажных носителях, хранятся в запираемых шкафах либо в запираемых помещениях с ограниченным правом доступа.

3. ПД субъектов, обрабатываемые с использованием средств автоматизации в разных целях, хранятся в разных папках.

4. Не допускается хранение и размещение документов, содержащих ПД, в открытых электронных каталогах (файлообменниках) в ИСПД.

5. Хранение ПД в форме, позволяющей определить субъекта ПД, осуществляется не дольше, чем этого требуют цели их обработки, и они подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в их достижении.

8. Уничтожение ПД.

1. Уничтожение документов (носителей), содержащих ПД, производится путем сожжения, дробления (измельчения), химического разложения, превращения в бесформенную массу или порошок. Для уничтожения бумажных документов допускается применение шредера.

2. ПД на электронных носителях уничтожаются путем стирания или форматирования носителя.

3. Факт уничтожения ПД подтверждается документально актом об уничтожении носителей.

9. Передача ПД.

1. Оператор передает ПД третьим лицам в следующих случаях:
– субъект выразил свое согласие на такие действия;
– передача предусмотрена российским или иным применимым законодательством в рамках установленной законодательством процедуры.

2. Перечень лиц, которым передаются ПД.

Третьи лица, которым передаются ПД:
Оператор передает ПД ООО «Правовой центр» (который находится по адресу: г. Хабаровск, 680020, ул. Гамарника, 72, офис 301) для целей, указанных в п. 4.3 настоящей политики. Оператор поручает обработку ПД ООО «Правовой центр» с согласия субъекта ПД, если иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключаемого с этими лицами договора. ООО «Правовой центр» осуществляют обработку персональных данных по поручению Оператора, обязаны соблюдать принципы и правила обработки персональных данных, предусмотренные ФЗ-152.

5. Защита персональных данных

1. В соответствии с требованиями нормативных документов Оператором создана система защиты персональных данных (СЗПД), состоящая из подсистем правовой, организационной и технической защиты.

2. Подсистема правовой защиты представляет собой комплекс правовых, организационно-распорядительных и нормативных документов, обеспечивающих создание, функционирование и совершенствование СЗПД.

3. Подсистема организационной защиты включает в себя организацию структуры управления СЗПД, разрешительной системы, защиты информации при работе с сотрудниками, партнерами и сторонними лицами.

4. Подсистема технической защиты включает в себя комплекс технических, программных, программно-аппаратных средств, обеспечивающих защиту ПД.

5. Основными мерами защиты ПД, используемыми Оператором, являются:

1. Назначение лица, ответственного за обработку ПД, которое осуществляет организацию обработки ПД, обучение и инструктаж, внутренний контроль за соблюдением учреждением и его работниками требований к защите ПД.

2. Определение актуальных угроз безопасности ПД при их обработке в ИСПД и разработка мер и мероприятий по защите ПД.

3. Разработка политики в отношении обработки персональных данных.

4. Установление правил доступа к ПД, обрабатываемым в ИСПД, а также обеспечение регистрации и учета всех действий, совершаемых с ПД в ИСПД.

5. Установление индивидуальных паролей доступа сотрудников в информационную систему в соответствии с их производственными обязанностями.

6. Применение средств защиты информации, прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия.

7. Сертифицированное антивирусное программное обеспечение с регулярно обновляемыми базами.

8. Соблюдение условий, обеспечивающих сохранность ПД и исключающих несанкционированный к ним доступ.

9. Обнаружение фактов несанкционированного доступа к персональным данным и принятие мер.

10. Восстановление ПД, модифицированных или уничтоженных вследствие несанкционированного доступа к ним.

11. Обучение работников Оператора, непосредственно осуществляющих обработку персональных данных, положениям законодательства РФ о персональных данных, в том числе требованиям к защите персональных данных, документам, определяющим политику Оператора в отношении обработки персональных данных, локальным актам по вопросам обработки персональных данных.

12. Осуществление внутреннего контроля и аудита.

6. Основные права субъекта ПД и обязанности Оператора

1. Основные права субъекта ПД.

Субъект имеет право на доступ к его персональным данным и следующим сведениям:

1. подтверждение факта обработки ПД Оператором;

2. правовые основания и цели обработки ПД;

3. цели и применяемые Оператором способы обработки ПД;

4. наименование и местонахождения Оператора, сведения о лицах (за исключением работников Оператора), которые имеют доступ к ПД или которым могут быть раскрыты ПД на основании договора с Оператором или на основании федерального закона;

5. сроки обработки персональных данных, в том числе сроки их хранения;

6. порядок осуществления субъектом ПД прав, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

7. наименование или фамилия, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку ПД по поручению Оператора, если обработка поручена или будет поручена такому лицу;

8. обращение к Оператору и направление ему запросов;

9. обжалование действий или бездействия Оператора.

10. Пользователь Сайта может в любое время отозвать свое согласие на обработку ПД, направив электронное сообщение по адресу электронной почты: [email protected] , либо направив письменное уведомление по адресу: 680020, г. Хабаровск, ул. Гамарника, дом 72, офис 301

11. . После получения такого сообщения обработка ПД Пользователя будет прекращена, а его ПД будут удалены, за исключением случаев, когда обработка может быть продолжена в соответствии с законодательством.

12. Обязанности Оператора.

Оператор обязан:

1. при сборе ПД предоставить информацию об обработке ПД;

2. в случаях если ПД были получены не от субъекта ПД, уведомить субъекта;

3. при отказе субъекта в предоставлении ПД субъекту разъясняются последствия такого отказа;

5. принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты ПД от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения ПД, а также от иных неправомерных действий в отношении ПД;

6. давать ответы на запросы и обращения субъектов ПД, их представителей и уполномоченного органа по защите прав субъектов ПД.

7. Особенности обработки и защиты данных, собираемых с использованием сети Интернет

1. Существуют два основных способа, с помощью которых Оператор получает данные с помощью сети Интернет:

1. Предоставление ПД субъектами ПД путем заполнения форм Сайта;

2. Автоматически собираемая информация.

Оператор может собирать и обрабатывать сведения, не являющимися ПД:

3. информацию об интересах Пользователей на Сайте на основе введенных поисковых запросов пользователей Сайта о реализуемых и предлагаемых к продаже услуг, товаров с целью предоставления актуальной информации Пользователям при использовании Сайта, а также обобщения и анализа информации, о том какие разделы Сайта, услуги, товары пользуются наибольшим спросом у Пользователей Сайта;

4. обработка и хранение поисковых запросов Пользователей Сайта с целью обобщения и создания статистики об использовании разделов Сайта.

2. Оператор автоматически получает некоторые виды информации, получаемой в процессе взаимодействия Пользователей с Сайтом, переписки по электронной почте и т. п. Речь идет о технологиях и сервисах, таких как сookie, Веб-отметки, а также приложения и инструменты Пользователя.

3. При этом Веб-отметки, сookie и другие мониторинговые технологии не дают возможность автоматически получать ПД. Если Пользователь Сайта по своему усмотрению предоставляет свои ПД, например, при заполнении формы обратной связи, то только тогда запускаются процессы автоматического сбора подробной информации для удобства пользования Сайтом и/или для совершенствования взаимодействия с Пользователями.

8. Заключительные положения

1. Настоящая Политика является локальным нормативным актом Оператора.

2. Настоящая Политика является общедоступной. Общедоступность настоящей Политики обеспечивается публикацией на Сайте Оператора.

3. Настоящая Политика может быть пересмотрена в любом из следующих случаев:

1. при изменении законодательства Российской Федерации в области обработки и защиты персональных данных;

2. в случаях получения предписаний от компетентных государственных органов на устранение несоответствий, затрагивающих область действия Политики

3. по решению Оператора;

4. при изменении целей и сроков обработки ПД;

5. при изменении организационной структуры, структуры информационных и/или телекоммуникационных систем (или введении новых);

6. при применении новых технологий обработки и защиты ПД (в т. ч. передачи, хранения);

7. при появлении необходимости в изменении процесса обработки ПД, связанной с деятельностью Оператора.

4. В случае неисполнения положений настоящей Политики Компания и ее работники несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

5. Контроль исполнения требований настоящей Политики осуществляется лицами, ответственными за организацию обработки Данных Компании, а также за безопасность персональных данных.

УДК. 336.225.613 + 336.228.32

НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА НА ПРЕДПРИЯТИЕ И СПОСОБЫ ЕЕ ОПТИМИЗАЦИИ

О.Н. Кузнецова

Для оптимального налогового планирования предприятию необходимо рассчитать налоговую нагрузку на свою деятельность. В статье рассматриваются различные методики расчета налоговой нагрузки, на основании которых предлагается авторский подход к решению данной задачи. Кроме того, автор систематизирует различные способы налоговой оптимизации.

Ключевые слова: налоги, налоговая нагрузка, налоговая оптимизация, страховые взносы во внебюджетные фонды, фискальная нагрузка.

В условиях рыночной экономики налоги - один из самых важных рычагов регулирования рыночных процессов и финансового наполнения бюджетов для реализации жизненно важных функций государства. Одновременно с этим влияние налоговых рычагов на экономику должно быть сбалансированным, системным и прогнозированным. Для оценки такого воздействия на экономику государства, отдельной отрасли или предприятия применяется такой показатель как налоговая нагрузка (налоговое бремя, налоговый пресс).

Налоговую нагрузку можно определить следующим термином - уровень экономических ограничений, который применяется к плательщику налогов, в виде перечисления денег на уплату налогов, отвлечением их от других возможных направлений использования .

Величина показателя налоговой нагрузки зависит от многих факторов, в первую очередь от вида деятельности предприятия, особенностей бухгалтерского и налогового учета, организационно правовой формы предприятия, количества и структуры уплачиваемых налогов.

В настоящее время существуют различные методики определения налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты. Применяемые методики, как правило, различаются по двум основным направлениям:

По структуре налогов, включаемых в расчет при определении налогового бремени;

По базисному показателю, с которым сравнивают уплачиваемые налоги.

При применении каждой методики возникает масса спорных вопросов. Например, следует ли включать в налоговую нагрузку косвенные налоги или НДФЛ.

В таблице 1 систематизированы основные методики расчета налоговой нагрузки на предприятие.

Самой распространенной является методика, предложенная Министерством финансов России. Именно ею пользуются налоговые органы, поскольку расчет налоговой нагрузки в этом случае производится очень просто: путем деления всех налоговых отчислений на выручку налогоплательщика. С авторской точки зрения, можно немного уточнить методику ФНС России:

Отдельно выделить нагрузку в связи с уплатой только налогов (истинная налоговая нагрузка);

Выделить нагрузку в связи с уплатой налогов и обязательных страховых взносов во внебюджетные фонды (фискальная нагрузка).

В результате, получится более совершенная формула:

ФГ = (Н без НДФЛ + ОСВ) / (В без НДС, акцизов + ПД) х 100 %, (1)

Н без НДФЛ - сумма налогов (за исключением НДФЛ), уплаченных по данным отчетности в течение года;

ОСВ - сумма обязательных страховых взносов во внебюджетные фонды, уплаченных по данным отчетности в течение года;

В без цдС, акцизов - сумма бухгалтерской выручки за год без НДС и акцизов;

ПД - сумма прочих доходов за год.

Таблица 1

Характеристика действующих методик определения налоговой нагрузки на предприятие

Методика Порядок расчета налоговой нагрузки Комментарии

Методика 1, разработанная Министерством финансов России . НН=(НП/В + ВД) х 100 %, (2) где НН - налоговая нагрузка на организацию; НП - общая сумма всех уплаченных налогов; В - выручка от реализации продукции (работ, услуг); ВД - внереализационные доходы. Является общепринятой. Рассчитанная по этой методике налоговая нагрузка характеризует только налогоемкость произведенной продукции (работ, услуг) и не дает реальной картины налогового бремени

налогоплательщика.

Методика 2, предложенная Е. А. Кировой . АНН=НП + ВП + НД, (3) где АНН - абсолютная налоговая нагрузка; НП - налоговые платежи, уплаченные организацией; ВП - уплаченные платежи во внебюджетные фонды; НД - недоимка по платежам. ОНН = (АНН / ВСС) х 100% где ОНН - относительная налоговая нагрузка, ВСС - вновь созданная стоимость. Позволяет рассчитать абсолютную и относительную налоговую нагрузку. Налоговая нагрузка определяется не уплаченными организацией налогами, а суммой налогов, которая должна быть уплачена, то есть суммой начисленных платежей. При этом в сумму налогов не включается НДФЛ.

Методика 3, предложенная М. Н. Крейниной . НН = (£(НП + ВП) / £ИС) х 100%, (4) где £ (НП + ВП) - сумма начисленных налоговых платежей и платежей во внебюджетные фонды; £ ИС - сумма источника средств для уплаты налогов. Предполагает рассчитывать налоговую нагрузку по группам налогов в соотношении с соответствующим источником уплаты.

Методика 4, предложенная А. Кадушиным и Н. Михайловой . НН=ДСх(0,322 + 0,109Кот - 0,20Ка), (5) где ДС - добавленная стоимость; Кот - доля заработной платы в добавленной стоимости (включая начисления на заработную плату); Ка - удельный вес амортизации в добавленной стоимости. ДС = А + (ОТ + ВФ) + НДС + П, где ДС - добавленная стоимость; А - амортизация; ОТ - оплата труда; ВФ -взносы во внебюджетные фонды; НДС - налог на добавленную стоимость; П - прибыль. Позволяет определять налоговую нагрузку как функцию типа производства, изменяющуюся в зависимости от колебаний затрат на материальные ресурсы, оплату труда или амортизацию. При этом сумма налогов соотносится с добавленной стоимостью.

Методика 5, предложенная М. И. Литвин . НН=(НП/ДС - КБ) х 100%, (6) где НП - начисленные налоговые платежи (без учета налога на доходы); ДС - сумма денежных средств, полученных организацией за отчетный период; КБ - заемные денежные средства, привлеченные в отчетном периоде. Представляет собой модификацию методики 4. Показывает уровень денежного изъятия, т. е. отношение начисленных налоговых платежей к реально полученным организацией финансовым ресурсам.

Соответственно, в составе данной формулы можно выделить формулу расчета истинной налоговой нагрузки на хозяйствующий субъект:

НГ = Н + ОСВ / В без НДС, акцизов X 100 %, (7)

Ведь страховые взносы во внебюджетные фонды не являются налоговыми платежами, однако в силу своей обязательности носят фискальный характер и увеличивают финансовую нагрузку на предприятия. Поэтому более правильно выделять понятие налоговой и фискальной нагрузки.

Вполне естественно, что любой хозяйствующий субъект стремится с минимизации налоговой нагрузки. Применяемые способы минимизации налогообложения можно разделить на две группы: законные и незаконные.

Законные способы снижения налогов представляют собой различные варианты оптимизации налогообложения (разработку налоговой политики, налоговое планирование, составление налогового календаря). Под оптимизацией налогообложения понимается уменьшение налоговых обязательств посредством целенаправленных правомерных действий, включающих использование льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов.

Под незаконными способами минимизации налогов понимается криминальное уклонение от их уплаты. Это способы уменьшения налоговых платежей, при которых налогоплательщик умышленно с нарушением действующего законодательства снижает размер налоговых обязательств.

В таблице 2 представлены некоторые законные способы налоговой оптимизации для отечественных хозяйствующих субъектов, функционирующих на различных налоговых режимах.

Однако налоговая оптимизация не должна уменьшать налоговую нагрузку на предприятие ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности), так как это может стать поводом для проведения выездной налоговой проверки (в соответствии с разработанной ФНС России Концепцией планирования выездных налоговых проверок).

Таблица 2

Потенциальные способы налоговой оптимизации для предприятий_

Налоговые режимы Способы налоговой оптимизации Эффект

1. Общая система налогообложения (ОСНО). 1. Амортизационная премия. Бесплатная отсрочка по уплате налога на прибыль.

2. Нелинейный способ начисления амортизации.

3. Создание резервов (на ремонт основных средств, по сомнительным долгам).

4. Замена договоров купли-продажи основных средств на договоры лизинга.

5. Производственный способ начисления амортизации в финансовом учете. 1. Бесплатная отсрочка по уплате налога на прибыль. 2. Экономия по налогу на имущество.

2. Упрощенная система налогообложения (УСН). Схема рационального выбора объекта налогообложения («Доходы» или «Доходы-расходы»). Экономия на едином налоге.

3. Режим уплаты единого налога на вмененнный доход (ЕНВД). 1. Подтверждение приостановки деятельности. Экономия на ЕНВД.

2. Перевод сотрудников на другое юридическое лицо (индивидуального предпринимателя) или в иной вид деятельности.

3. Выбор наименьшей площади торгового зала при отклонениях ее показателей в различных документах.

4. Использование налоговой льготы по уменьшению ЕНВД на сумму перечисленных взносов во внебюджетные фонды.

5. Достройка метров торгового зала. Возможность смены налогового режима.

6. Деление деятельности на части.

7. Совмещение с УСН.

8. Вид договора, несовместимый с ЕНВД.

9. Оформление заказов через Интернет.

10. Документальное оформление наличия залов для обслуживания покупателей при сдаче в аренду торговых мест.

4. Любой режим. 1. Внедрение бухгалтерского (кадрового, юридического) аутсорсинга. Экономия на обязательных страховых взносах во внебюджетные фонды.

2. Грамотное оформление повышения заработной платы персоналу в течение года (отдельно по каждому работнику).

3. Использование системы компенсационных выплат. Внедрение фрилансинга.

4. Переквалификация «праздничных» премий в материальную помощь.

Следовательно, налоговое планирование на предприятии по результатам расчета налоговой нагрузки должно быть разумным.

The enterprise mast to calculate the tax for optimum tax planning. The article contains various design procedures of the tax load, including an author"s variant. Besides, the author systematises various methods of tax optimisation. The key words: taxes, the tax load, tax optimisation, insurance instalments in off-budget funds, fiscal loading..

Список литературы

1. Евстигнеев Е.Н. Налоги и налогообложение. СПб.: Питер, 2011. 288 с.

2. Кадушин А. Н., Михайлова Н. М. Насколько посильно налоговое бремя в России //Финансы. 2005. № 7. С. 15-21.

3. Кирова Е. А. Налоговая нагрузка: как ее определять?//Финансы. 2009. № 4. С. 19-21.

4. Крейнина М. Н. Финансовое состояние предприятия. Методы оценки. М.: ДИС, 1997. 210 с.

5. Литвин М. И. Налоговая нагрузка и экономические интересы предприятий/Финансы. 2010. № 5. С. 55-59.

Кузнецова О.Н. - доцент Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, [email protected]

Чтобы выяснить, удается ли нашим читателям проводить оптимизацию налоговой нагрузки без ошибок, редакция «ПНП» провела .

Выяснилось, что далеко не все опрошенные склонны перестраховываться и предвосхищать налоговые претензии. Люди не всегда готовы собирать дополнительные подтверждающие документы и инструктировать персонал.

Основные первичные документы в порядке только у половины компаний

Половина участников опроса своевременно запрашивают основные первичные документы по сделкам, связанным с налоговой оптимизацией. То есть перед формированием налоговой отчетности имеют все первичные документы, подтверждающие затраты в целях исчисления налога на прибыль, и вычеты по НДС. Такое поведение способствует снижению налоговых рисков, подтверждает достоверность налоговой отчетности и снижает вероятность представления уточненных деклараций.

В то же время 48 процентов проголосовавших имеют не все необходимые на момент сдачи налоговой отчетности. Как правило, в этом случае по некоторым сделкам имеются только копии первичных документов. При этом впоследствии некоторые документы спорные поставщики составляют задним числом или переделывают много раз. Однако в случае отсутствие товарных накладных, актов выполненных работ, счетов-фактур грозит доначислениями, пенями и штрафами.

Но некоторых участников опроса это совсем не пугает. Поскольку 2 процента налогоплательщиков совсем не заботятся о наличии документов на момент сдачи отчетности по налогу на прибыль и НДС. Такая ситуация возможна, когда большая часть сделок, связанных с налоговой оптимизацией, совершается с взаимозависимыми, аффилированными или подконтрольными контрагентами. Поэтому организация неспешно может собрать все необходимые первичные документы по «схемным» сделкам.

Методы налоговой оптимизации руководство не скрывает от персонала

Но четверть респондентов (26%) предпочитают держать все под контролем. Руководство этих компаний самостоятельно разъясняет сотрудникам особенности деятельности организации и ее место в группе компаний. Этим оно достигает той же цели: удовлетворяет любопытство работников и исключает появление слухов и фантазий. Такой инструктаж поможет персоналу правильно вести себя на допросах.

Для 27 процентов опрошенных вопрос оказался неактуальным, так как они либо используют только те способы налоговой оптимизации, которые на практике не вызывают споров, либо вообще не занимаются налоговым планированием (8% и 19% соответственно). Да, в таком случае руководству компании скрывать от людей, действительно, нечего. Но стоит задуматься о том, что проверяющие зачастую видят схему там, где ее нет. Поэтому не стоит пренебрегать инструктажем персонала. Рядовым сотрудникам компании тоже нужно быть готовыми к налоговой проверке, тогда сюрпризов не будет.

Способы налоговой оптимизации оценивают поверхностно

Большинство (63%), принимая решение об использовании того или иного и снижения налоговой нагрузки, оценивают сумму сэкономленных налогов за год. Ведь налоговая схема в первую очередь внедряется для получения финансового эффекта — экономии денег. Но при этом важно учитывать затраты на реализацию и поддержание схемы. Так поступает около 40 процентов компаний.

Вот, что учитывали респонденты, выбирая способы налоговой оптимизации


Например, при переводе юрадреса в субъект РФ с льготными налоговыми ставками необходимо приобрести помещение или арендовать офис в нужном регионе. Для подтверждения достаточного присутствия офшорной компании необходимо иметь реально действующий офис за рубежом. Поэтому затраты на функционирование схемы могут быть значительными.

Опрос показал, что пятая часть респондентов (18%) перед внедрением схемы тестируют ее на небольших оборотах. Это позволяет оценить вероятность предъявления налоговых претензий. При небольших оборотах и доначисления будут небольшими. А если проверка закончилась успешно, значит риск минимален. Схему можно использовать и дальше, наращивая обороты.

Третья часть опрошенных (34%), принимая решение об использовании схемы, изучают публикации в прессе. Некоторые консультируются со сторонними юристами (14%), а 16 процентов проголосовавших даже делают запрос в Минфин России. Эти способы оценки налоговых рисков не всегда эффективны по отдельности. Однако если компания их использует в совокупности, они могут серьезно снизить риски.

Не оглядываются на концепцию системы планирования выездных налоговых проверок

Около 40 процентов опрошенных указали, что схемы, приведенные в приложении к «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» не подходят для серьезного анализа рисков налогового планирования. Причем 11 процентов участников считают, что этот документ полностью бесполезен для анализа рисков. Вероятно, это связано с тем, что в приложении к приказу ФНС России от 30.05.07 № ММ-3-06/333@ присутствуют очень узкие схемы, которые редко применяются на практике. Например, получение необоснованной выгоды при реализации недвижимости, при производстве алкогольной продукции, а также путем приобретения фиктивных инвестиционных инструментов. Привлечение подконтрольного аутсорсера для получения «инвалидной» льготы по НДС (подп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ ) также сложно назвать типовой схемой.

В то же время 30 процентов компаний старается избегать описанных в приложении к приказу ФНС России от 30.05.07 № ММ-3-06/333@ схем. Скорее всего, эти респонденты применяют схемы, связанные с использованием подконтрольных компаний для оптимизации налога на прибыль и НДС. А также с использованием подконтрольных посреднических организаций с целью оптимизации налога на прибыль. Но самое интересное, что пятая часть налогоплательщиков (21%) никогда не слышали о методичках ФНС России и приведенных в них налоговых схемах.

Подтверждающие сделку документы по всем операциям собирают одинаковые

Опрос показал, что половина участников (49%) по всем сделкам собирают один и тот же пакет документов, подтверждающих сделку. То есть первичные документы, договоры, а также бумаги, подтверждающие должную осмотрительность. В то же время безопаснее, чтобы по потенциально рискованным сделкам организация имела дополнительные аргументы в свою пользу. Это могут быть лицензии, допуски СРО, отчеты оценщиков, фотографии спорных товаров (работ, услуг). И, конечно, полный пакет документов, подтверждающих проявление должной осмотрительности. В ходе исследования выяснилось, что более 30 процентов компаний именно так и поступают.

У 14 процентов проголосовавших разный подход к сбору документов в отношении дружественных и сторонних контрагентов. Поскольку если сделки совершаются с подконтрольными контрагентами, то компания может в любой момент запросить все необходимые документы. При этом 7 процентов участников не контролируют правильность оформления и полноту сбора документов.

Обжалованием решения налоговой занимаются штатные специалисты компании

Выяснилось, что в 58 процентах случаев оспариванием решения занимаются штатные сотрудники компании. Это может быть главбух, юрист. Они подбирают аргументы в пользу организации.

При выстраивании защиты стоит опираться на положительную арбитражную практику и разъяснения контролирующих ведомств. Стоит также изучить рекомендации, отраженные в бухгалтерских справочных системах и в специализированных периодических изданиях. Однако 33 процента опрошенных прибегают к помощи адвокатов. И подбором аргументов занимаются уже они.

Остальные вообще не оспаривают . Возможно, они ошибочно считают, что это слишком сложное и затратное дело, или согласны с тем, что компания, действительно, нарушила закон.

Деловая цель сделки письменно не сформулирована

Большая часть респондентов (44%) заявили, что каждая сделка компании проходит оценку на наличие деловой цели. При этом деловая цель не фиксируется в каких-либо внутренних документах компании. В то же время 19 процентов участников опроса указали, что заранее формируют деловые цели рискованных сделок и прописывают их в самостоятельных внутренних документах. Рискованной операцией может быть, к примеру, присоединение убыточной компании к прибыльной. При этом деловой целью присоединения чужих убытков может стать освоение новых рынков, снижение издержек, оптимизация структуры управления компанией.

Деловую цель можно зафиксировать в приказах, протоколах, служебных записках, бизнес-планах. Однако это требует значительных усилий и создает дополнительную нагрузку на сотрудников бухгалтерии. Вероятно, поэтому значительное число опрошенных (37%) считают, что деловую цель можно сформулировать в случае возникновения претензий.

Забывают, что деловая переписка доказывает реальность сделки

Для того чтобы доказать реальность сделок, связанных с налоговой оптимизацией, подавляющее большинство респондентов (89%) собирают только первичные документы, которые требует Налоговый кодекс. Например, счета-фактуры и другие стандартные документы: договоры, товарные накладные, акты выполненных работ (оказанных услуг), документы складского учета, оборотно-сальдовые ведомости, регистры бухгалтерского и налогового учета, книги покупок и книги продаж, документы от перевозчиков.

Какие документы ваша компания собирает для того, чтобы доказать реальность сделок, связанных с налоговой оптимизацией


Примечательно, что 42 процента опрошенных для обоснования реальности рискованных сделок используют деловую переписку с контрагентами. Это имеет смысл. Деловая переписка, в том числе электронная, зачастую помогает доказать реальность сделки в суде. И обосновать правомерность расходов и вычетов (постановления ФАС Поволжского от 01.04.14 № А72-12341/2012 , Восточно-Сибирского от 10.04.13 № А19-17726/2012 , Волго-Вятского от 16.12.13 № А79-14012/2012 округов).

Опрос показал, что 22 процента участников в качестве доказательств реальности сделки используют служебные записки, видео- и аудиозаписи, письменные свидетельства участников сделки. Причем 9 процентов компаний в качестве подтверждения реальности сделки использует фотографии спорных товаров, работ, услуг. Суды зачастую принимают такой аргумент и отменяют доначисления (постановления ФАС Московского от 13.07.12 № А40-108846/10-35-572 , Уральского от 28.12.13 № Ф09-13998/13 округов). Четверть компаний (23%) оформляет нестандартные документы, подтверждающие реальность сделок. Это могут быть экспертные заключения, отчеты оценщиков. И даже решения третейского суда, мировые соглашения в отношении спорных сделок.

Loading...Loading...