Средний военно транспортный самолет ил 276. Средний транспортный самолет. Сколько понадобится таких машин в войсках

Тема: Средний военно-транспортный самолет (СВТС) Ил-214

Новый средний военно-транспортный самолет (СВТС) создается в интересах Минобороны России. К концу года военное ведомство должно утвердить тактико-техническое задание на эту машину. О том, какими характеристиками будет обладать новый самолет, с каких аэродромов он сможет взлетать и будет ли обладать оружием, в интервью ТАСС рассказал руководитель программы в ПАО "Ил" Игорь Бевзюк.

Игорь Анатольевич, расскажите, пожалуйста, о предыстории этого проекта.

Идея создания СВТС на смену морально устаревающим Ан-12 появилась еще на рубеже 80-х и 90-х годов прошлого века. Уже в тот период в ОКБ Ильюшина был проработан облик такой машины, однако характеристики первой проработки еще не обеспечивали принципиального отрыва от других вариантов. Проект был на время отложен.

Напомню, что в то время КБ Туполева и КБ Антонова активно предлагали свои варианты, после рассмотрения которых за основу был принят Ан-70. История этого самолета оказалась тупиковой, и в начале нулевых вернулись к проекту ОКБ Ильюшина - тем более, что свою заинтересованность в совместной разработке транспортного самолета такого класса высказала Индия.

После довольно продолжительного периода требования к облику российско-индийского самолета МТА (Multipurpose Transport Aircraft) были сформированы. Однако риски, связанные с реализацией части требований, привели к "замораживанию" и этого проекта, хотя юридически индийцы от него до сих пор окончательно не отказались.

Как бы там ни было, необходимость в транспортном рамповом самолете среднего класса никуда не пропала, а даже стала более актуальной по мере приближения к окончанию сроков эксплуатации самолетов Ан-12. И ОКБ Ильюшина совместно с Министерством обороны и Минпромторгом разработало проект тактико-технического задания (ТТЗ) на средний военно-транспортный самолет.

Индийская сторона как-нибудь объяснила такое решение?

Набор требований, которые предъявлялись к самолету, приводил к высокой степени технических рисков. Как только степень новизны в проекте превышает определенный порог, возникают вопросы, связанные либо со сроками реализации, либо с достижимостью заявленных характеристик, либо с ценой.

После 2015 года проект решили вернуть в Россию?

Рабочее название самолета - Ил-276

В 2014 году ОКБ Ильюшина совместно с Минобороны предложило разработать технические требования к СВТС по российским стандартам, без учета индийской специфики. В итоге было принято решение о создании такой машины, начата ее инициативная разработка. Минобороны и Минпромторг согласовали проект тактико-технического задания (ТТЗ). Рабочее название самолета, которое принято в конструкторском бюро, - Ил-276.

То есть оно еще не утверждено официально?

Нет, в настоящее время идет процесс согласования и утверждения ТТЗ на СВТС. Де-юре наименование самолету может быть присвоено позднее, как это было, например, с Т-50. Наш проект пока не получил окончательное собственное имя.

В России подходит к концу срок эксплуатации Ан-12. Где-то с 2023 года начнется массированное выбывание этих машин из строевых частей

С декабря мы приступаем к эскизному проектированию Ил-276. Завершение конструкторских работ, подготовку производства и первый вылет мы планируем в первом квартале 2023 года, и завершение самой работы с присвоением соответствующей литеры - это 2025 год с началом серийных поставок в войска в 2026 году.

Проект среднего военно-транспортного самолета Ил-276

Дело в том, что в России подходит к концу срок эксплуатации самолетов Ан-12. Где-то с 2023 года начнется массированное выбывание этих машин из строевых частей, именно поэтому время на разработку нового самолета, его выход на испытания и в серийное производство остается относительно сжатым.

Что это будет за самолет? Каковы его характеристики?

Это будет традиционная компоновка для военно-транспортного самолета: однофюзеляжный высокоплан (схема крепления крыла к фюзеляжу, когда оно проходит через верхнюю половину его сечения - прим. ТАСС) с Т-образным хвостовым оперением, с двумя двигателями, находящимися под крылом. Он сможет взлетать с неподготовленных и грунтовых аэродромов.

Это рамповый самолет с возможностью не только погрузочно-разгрузочных работ на земле, но и возможностью десантирования из него. Помимо основных функций, которые присущи военно-транспортной авиации, у него будут дополнительные функции, связанные с доставкой грузов при спасательных операциях, чрезвычайных ситуациях и т.п.

Одним словом, он возьмет все лучшее от своего "старшего брата" - Ил-76?

Безусловно. Если мы говорим о технических решениях, связанных с надежностью самолета, конечно же, лучшие решения будем использовать, адаптировав их к размерности нашей машины.

Двигатели такие же, как и на Ил-76?

Двигатель первого облика - это хорошо зарекомендовавший себя ПС-90А-76, имеющий нужные характеристики для снижения технических рисков. А как только ПД-14 подтвердит свои характеристики при серийном изготовлении, он будет использоваться на Ил-276.

В сечении самолет будет такой же, как Ил-76?

Да. При этом длина грузовой кабины будет несколько короче базовой модификации Ил-76.

Какова его дальность, скорость?

Скорость порядка 800 км/ч, что характерно для самолетов с турбореактивными двигателями. Конечно же, она существенно превышает ту скорость, которую мог себе позволить Ан-12. В результате срок доставки того или иного груза существенно сократится. При максимальной загрузке его дальность составит пару тысяч километров, а вот с точки зрения перегоночного варианта, когда требуется обеспечить максимальную дальность, это до семи тысяч км.

Ил-276 будет в версии топливозаправщика?

В базовой версии мы его рассматриваем как типично транспортный самолет, но эта платформа может быть использована для модернизации в очень широком диапазоне.

Предусматривается ли у Ил-276 штатное вооружение?

На любом подобном самолете предусмотрены бортовые комплексы обороны. Средства защиты самолета от внешнего воздействия будут и на Ил-276.

Где его будут строить?

Завод "Авиастар" в Ульяновске сегодня определен головным изготовителем.

Корректно ли все-таки называть его модернизацией Ил-76, если сейчас идет модернизация строевых самолетов Ил-76 до версии МД-М и создаются новые Ил-76МД-90А?

Синергия у этих двух проектов есть, и использование технических решений в части наработок по БРЭО, узлам и агрегатам, конечно, будет. Но считать его модификацией… Двухсоттонная и семидесятитонная машина - все-таки разные вещи. Даже при визуальной схожести некоторых элементов конструкции во многом это новая машина.

Ил-112 не пересекается с этим проектом?

Ил-112 - это перспективный легкий самолет. Ил-276 находится как раз между легким Ил-112 и тяжелым Ил-76. Для Ил-112 разрабатывается большое количество совершенно нового оборудования, задел по которому обязательно будет использован.

Как идет процесс проектирования нового самолета?

Мы стараемся максимально использовать те возможности, которые дает цифровое проектирование. Ключевой момент - начиная с этапа эскизного проекта увязывать все требования, относящиеся не только к конструкторским разработкам, но и к проработке технологичности этой конструкции, подготовке производства, логистическим требованиям, а также требованиям, связанным с обслуживанием и эксплуатацией этого самолета. Это позволяет найти и исправить все недочеты на самых ранних этапах, сократив сроки выхода на серийное производство.

И конечно же, мы уделяем особое внимание к разработке под заданную себестоимость, это относится не только к изделию в целом, но и к каждому техническому решению. Такой подход обеспечивает не только прозрачность ценообразования, но и соблюдения параметра "цена-качество", что особенно важно в текущих экономических условиях. В передовых КБ это уже стало повседневной практикой, позволившей прийти к конкретному числовому параметру, а именно - исправление ошибки, выявленной на этапе проектирования, стоит 1 у.е.; та же ошибка, выявленная при постановке на производство, стоит уже 10 у.е.; на этапе окончательной сборки цена исправления ошибки возрастает до 100 у.е., а на этапе испытаний и эксплуатации это уже 1000 и больше.

Команда уже сформирована?

Формирование команды происходит прямо сейчас. Сегодня в ОКБ Ильюшина одновременно ведутся несколько крупных программ, и мы, конечно же, очень заинтересованы в привлечении как опытных, так и начинающих специалистов для создания самолета с характеристиками мирового уровня путем применения передовых практик разработки.

Сколько понадобится таких машин в войсках?

По предварительным оценкам, в ближайшее десятилетие в войсках необходимо будет заменить несколько десятков Ан-12. В целом же спрос на такие самолеты в России и мире велик, и мы уверены, что Ил-276 найдет свое место в небе и станет незаменимым "самолетом-трудягой".

Беседовала Анна Юдина

Очередной попил. ИМХО, Ту-330, намного интереснее как проект был, хотя бы за счет большего объема грузового отсека.


По сообщению пресс-службы ЦАГИ, в октябре нынешнего года в Институте был завершен очередной цикл испытаний в аэродинамической трубе (АДТ) Т-102 модели среднего транспортного самолета (СТС) короткого взлета и посадки. Работы проводились в рамках государственного контракта с Минпромторговли России.

Исследования модели СТС в АДТ проводились вблизи неподвижного экрана, имитирующего влияние земли. Специалисты Института рассмотрели влияние отказа двигателя на аэродинамические характеристики, устойчивость и управляемость самолета.

На основании анализа распространенной в Интернете информации, можно сделать предположение, что в АДТ ЦАГИ продували модель разрабатываемого в настоящее время в ОКБ им. С.В.Ильюшина среднего военно-транспортного самолета (ВТС), проект которого имеет рабочее обозначение Ил-276. Первый полет среднего ВТС Ил-276, известного ранее как российско-индийский проект МТА (Multipurpose Transport Aircraft), запланирован на 2023 г. В 2017 г. на проект Ил-276 намечалось выделить 3 млрд руб.

Стоит сказать, что вначале был проект среднего ВТС Ил-214, затем на свет появился проект МТА. В 2014 г. ОКБ им. С.В.Ильюшина предложило Минобороны России разработать технические требования к
СВТС по российским стандартам, без учета специфики проекта МТА, который в настоящее время заморожен. В 2016 г. Минобороны и Минпромторговли согласовали проект тактико-технического задания перспективного СВТС.
Специалисты Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») завершили очередной этап испытаний модели среднего военно-транспортного самолета Ил-276. Работы проводились в трансзвуковой аэродинамической трубе ЦАГИ в рамках контракта с ПАО «Ил».

На данном этапе целью исследований являлось изучение аэродинамических характеристик модели самолета с механизированным крылом в крейсерской и взлетно-посадочной конфигурациях. В испытаниях воспроизводились режимы взлета и посадки как с убранными, так и с выпущенными предкрылками и закрылками. В результате ученые института определили аэродинамические характеристики при отклонении элементов взлетно-посадочной механизации и органов управления.

В этом году запланировано исследование аэродинамических характеристик модели самолета с механизированным крылом в аэродинамической трубе малых скоростей, в том числе вблизи экрана, моделирующего поверхность ВПП.

Ил-276 - проект двухдвигательного среднего военно-транспортного самолета, обеспечивающего транспортировку широкой номенклатуры грузов массой до 20 т на расстояние 2000 км со скоростью 750–800 км/ч. Предусматривается возможность эксплуатации самолета с высокогорных аэродромов и базирование на искусственных и грунтовых ВПП в различных географических и климатических условиях, в любое время суток, в простых и сложных метеоусловиях.
Холдинг «Технодинамика» Госкорпорации Ростех приступил к проработке предложений по созданию взлетно-посадочных устройств для среднего военно-транспортного самолета Ил-276. Все этапы работ по созданию оборудования по предложению участника будут вестись на базе самарского предприятия «Авиаагрегат». В ближайшие полтора года требуется реализовать этапы эскизного и технического проектов.

Предварительное проектирование самолета начнется уже в 2017 году. Работа над конструкторской документацией в рамках ОКР будет вестись от создания эскизного и технического проектов до получения лицензии на передачу изделия в серийное производство.

«На сегодняшний день средний многоцелевой Ил-276 - это один из самых ожидаемых и востребованных военно-транспортных самолетов для российской армии, – рассказал генеральный директор «Технодинамики» Игорь Насенков. – Машина проектируется таким образом, чтобы быть неприхотливой к состоянию взлетно-посадочных полос и легко садиться и взлетать даже с неподготовленных поверхностей».

«Технодинамика» предлагает оснастить взлетно-посадочные устройства для Ил-276 агрегатами на основе прочных титановых сплавов и системой приседания, позволяющей уменьшать расстояние между фюзеляжем и землей при погрузке-разгрузке самолета.

«С 2026 года наше самарское предприятие «Авиаагрегат» рассматривает возможность участия в изготовлении серийных образцов взлетно-посадочных устройств для Ил-276. На данном этапе мы ориентируемся на 12 машин ежегодно», – отметил Игорь Насенков.

Основные характеристики самолета Ил-276 уже определены. Предполагается, что он заменит Ан-12 и Ан-72 – самолеты, традиционно считавшиеся основой российской военно-транспортной авиации.

Сало
нет уже давным давно такого проекта Ио-214

Речь может идти о совсем другом проекте

Вот туда и надо для обсужления

Средний военно-транспортный самолёт, который сейчас стоит на вооружении российской армии - это четырёхмоторный турбовинтовой самолёт Ан-12, разработанный в СССР во второй половине 50-х годов прошлого века.

Машины широко применялись для переброски войск, при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в десантных и поисково-спасательных операциях. Экспортировались в несколько десятков стран мира, участвовали в военных действиях в Африке, Афганистане и на территории бывшего СССР.

В 1972 году эти самолёты доставляли гуманитарный груз в Республику Бангладеш, продовольствие и почту на полярную станцию "Северный полюс-18" в 1969-м, советские войска в афганский Баграм в 1986 году, участвовали в авиационном параде в аэропорту Домодедово в 1967-м.

По словам первого заместителя генерального директора ПАО "Ил" Павла Черенкова, сейчас в войсках находится около 70 машин, но в исправном состоянии намного меньше. Ресурс самолёта составляет 55 лет, и к 2027-2028 годам он истекает, а уже менее чем через восемь лет Минобороны должно иметь возможность начать замену завершающих эксплуатацию Ан-12 на другую машину.

В ОКБ Ильюшина к проекту среднего транспортного самолёта грузоподъёмностью 20-30 тонн вернулись в начале 2000-х, свою роль здесь сыграла и заинтересованность Индии в совместной разработке транспортного самолёта такого класса.

Совместный проект получил рабочее название MTA - Multipurpose Transport Aircraft. С Индией был заключён контракт на совместную разработку и производство этого самолёта.

Работа продвигалась медленно, только в 2014 году был готов проект тактико-технического задания на новый транспортный самолёт, но его утверждение не состоялось, а в следующем году по ряду причин Индия вышла из проекта.

Однако потребность в самолёте осталась. В 2017 году сначала самолёт получил рабочее наименование Ил-214, а позже - Ил-276. Был подписан контракт на опытно-конструкторские работы и началось эскизное проектирование самолёта.

Ан-12 на Северном полюсе

Ил-276 создаётся в интересах Министерства обороны России. Первый полёт нового среднего "транспортника" запланирован на 2023 год, а с 2026-го начнутся серийные поставки в войска. Тактико-техническое задание, согласованное Минпромторгом и ОАК, находится на согласовании в Минобороны.

Идея создания среднего военно-транспортного самолёта грузоподъёмностью 20–30 тонн появилась в конце 1980-х годов. Тогда проект назывался Ил-88. В ОКБ Ильюшина был проработан облик машины, однако проект был отложен, т.к. характеристики проектируемого ВС не обеспечивали принципиального отрыва от других вариантов, которые проектировались в КБ Туполева - Ту-330 и в КБ Антонова - Ан-70.

Павел Черенков пояснил, что после того как рассмотрели все предложенные варианты, наибольшее признание получил Ан-70. Привлекла его большая кабина - порядка четырёх метров. В 1996 году самолёт демонстрировался в Авиационном научно-техническом комплексе имени О.К. Антонова, в 1997 на московском авиасалоне выставлялся на статической экспозиции для ознакомления специалистами, на МАКС-2003 принимал участие в лётной программе, и надо сказать, полёты Ан-70 производили очень сильное впечатление.

Однако ухудшение российско-украинских отношений после 2004 года завели этот проект в тупик.

Ан-12 - это свободнонесущий высокоплан с однокилевым вертикальным оперением. На самолёте установлены четыре форсированных турбовинтовых двигателя АИ-20М с четырёхлопастными винтами левого вращения. Грузовой отсек самолёта, в отличие от Ил-276, не герметичный.

Ан-12 имел на вооружении две пушки калибра 23 мм с боекомплектом в 700 снарядов и авиабомбы разных калибров. По вооружению Ил-276 информация отсутствует, так как этот вопрос находится в компетенции Министерства обороны РФ.

Павел Черенков рассказывает, что от 70 до 90 процентов перевозки грузов самолётами типа Ил-276 осуществляется либо на контейнере, либо в ящиках, а переброску войск на 2000 км такими самолётами не делают из-за нецелесообразности. "Довезти одну БМП, конечно, можно, только она там никакую боевую задачу не решит, - поясняет зам. гендиректора "Ильюшина". - Для подготовки и десантирования - да, но для переброски именно войск используются тяжёлые машины типа Ил-76 и Ан-124».

Военно-транспортный Ил-276 будет находиться между новым лёгким Ил-112В и тяжёлым Ил-76МД-90А и оснащаться оборудованием на российской элементной базе, из отечественных комплектующих.

Концепция комплекса бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) предусматривает возможность модернизации и наращивания функций благодаря открытой архитектуре. Единое информационно-управляющее «поле» кабины пилотов объединит шесть многофункциональных ЖК-дисплеев и два ЖК-индикатора на лобовом стекле.

Особенностью самолёта является максимальное использование решений по БРЭО, которые применяются и на Ил-76, и на Ил-112В, и на пассажирском МС-21. Это предполагает, что система отображения информации будет максимально унифицирована, чтобы переобучение экипажа проходило в самые короткие сроки.

Размеры сечения грузового герметичного отсека Ил-276 идентичны размерам самолёта Ил-76МД-90А, что позволяет использовать всю существующую инфраструктуру погрузочно-разгрузочных, транспортировочных и десантных средств. В части погрузочно-разгрузочного оборудования, а это подвесные грузоподъёмные устройства с электрическим приводом, тележки и лесенки, будут заимствованы либо у Ил-76, либо у Ил-112В.

В перспективе предполагается дальнейшее развитие Ил-276 путём создания на его основе модификаций самолёта радиолокационного дозора и наведения, командного воздушного пункта, санитарного самолёта, поисково-спасательного самолёта и самолёта-заправщика.

Разработка Ил-276 идёт именно с прицелом на требования военного заказчика. По мнению разработчиков, государство готово и способно покупать в год 12 таких машин. Поэтому, по предварительным подсчётам, до 2033–2034 года фирма Ильюшина сможет обеспечить средним транспортным самолётом только российских военных.

«В целом же спрос на такие самолёты в России и мире велик, и мы уверены, что Ил-276 найдёт своё место в небе и станет незаменимым «самолётом-трудягой», - подвёл итог Павел Черенков.

К 2026 году в Вооруженных Силах РФ одной долгожданной новинкой станет больше: , призванный кардинальным образом изменить облик военно-транспортной авиации.Нет ничего вечного Любой, даже самый надежный и неприхотливый в эксплуатации борт рано или поздно нужно менять. Однако в сфере доставки грузов, техники и личного состава даже в самые отдаленные районы не обошлось без рекордсмена. Транспортный самолет Ан-12, спроектированный и производившийся в СССР, по-прежнему в строю: как несколько десятилетий назад, «рабочая лошадка» вооруженных сил наряду с Ил-76 выполняет столь же сложную и тяжелую работу - перевозит грузы и доставляет человека туда, куда не может долететь обычный гражданский борт.Авиационные инженеры, бортмеханики и командиры воздушных судов объясняют, что оставаться в строю Ан-12 помогают сразу несколько реализованных технических решений: силовая установка, удачно спроектированный грузовой отсек, простая и надежная система управления.Принято считать, что самолеты истребительной и бомбардировочной авиации являются основными поставщиками рекордов, однако на долю самолетов ВТА также приходится немало уникальных показателей. К примеру, именно Ан-12 был абсолютным рекордсменом по стоимости перевозок коммерческих грузов: для переброски оборудования или людей на расстояния в несколько тысяч километров советскими специалистами была выведена наименьшая среди самолетов ВТА стоимость - всего десять копеек за километр.

При этом поставленный в десятки зарубежных государств самолет отличался уникальной живучестью: в середине 90-х после плановых процедур по техническому обслуживанию и осмотру в рамках программы продления эксплуатации выяснилось, что ресурс отдельных бортов может составлять не менее 40 тыс. часов - примерно 40 лет службы.Удачная замена Однако, как и большинство самолетов, построенных еще в СССР, Ан-12 неизбежно уйдет на пенсию. И хотя до «дембельского аккорда» легенде ВТА еще далеко, с проектированием замены для уникального самолета решили не тянуть. Сенсации при выборе разработчика произведено не было: разработкой среднего военно-транспортного самолета с дальностью полета в несколько тысяч километров займется ОКБ Ильюшина, однако наследник военно-транспортной империи заслуживает отдельного внимания.Разработку «младшего брата» Ил-76 во многом называют особо важным проектом еще и потому, что наряду с другими новинками, создаваемыми в интересах ВТА, Ил-276 не только кардинальным образом снизит расходы на военную и коммерческую логистику, но и «омолодит» облик военно-транспортной авиации и, как следствие, лишит заказчиков проблем, связанных с надежностью машины.

Несмотря на то что проект еще находится в стадии проектирования, уже известны некоторые технические подробности новой машины: эксперты считают, что многоцелевой транспортный самолет сможет взять на себя до 80% всех перевозок в интересах Минобороны России.
Самолет будет построен по классической для ВТА компоновке: однофюзеляжный высокоплан с Т-образным хвостовым оперением. Также разработчиком приоткрыта завесы тайны, связанной с выбором силовой установки машины: на первых этапах Ил-276 будет оснащаться уже авиационными двигателями ПС-90А-76, первоначально разработанными для модернизированных транспортных самолетов Ил-76.Однако после завершения заводских и летных испытаний, а также поставки первых машин заказчику в целях снижения стоимости и унификации Ил-276 может получить долгожданную новинку - авиационный двигатель ПД-14, разработкой которого изначально занимались в рамках создания перспективного гражданского авиалайнера МС-21.Боевой гонец При этом Ил-276 займет нишу между легкими транспортными самолетами и тяжеловозами ВТА - самолетами Ил-76. «Стоимость эксплуатации таких машин будет заметно меньше. Это очень хорошая новость для военных, поскольку больше не придется гонять для снабжения гарнизонов тяжелые транспортники типа Ил-76», - отметил в интервью телеканалу «Звезда» авиационный инженер Андрей Мирошниченко.

При этом, по словам эксперта, закупки Ил-276 в перспективе позволят отказаться сразу от нескольких типов турбовинтовых транспортных самолетов. При этом новый самолет не отстанет от предшественников по универсальности применения: Ил-276 сможет не только совершать посадку на подготовленных взлетно-посадочных полосах, но и приземляться на необорудованные для приема воздушных судов аэродромы, в том числе грунтовые. Другой особенностью самолета, по словам экспертов, станет возможность доставлять грузы на объекты в так называемой арктической зоне, где посадка на оборудованный аэродром зачастую не предусмотрена.Специалисты отмечают, что разработка Ил-276 - своеобразная «таблетка от головной боли», связанной со старением парка, стоимостью эксплуатации и другими сугубо материальными проблемами не только военных, но и любых коммерческих перевозок. Говоря об этом, эксперты отмечают, что Ил-276 в перспективе заменит не только устаревающие Ан-12, но и другие военно-транспортные самолеты - Ан-26 и Ан-72.Точных данных о грузоподъемности самолета разработчиками не сообщается, однако эксперты считают, что прием на борт 20 т груза позволит Ил-276 без проблем преодолевать две с небольшим тысячи километров на скорости 800 км/ч. Учитывая важность проекта, стоит отметить, что за необходимостью кардинально обновить военно-транспортную авиацию и сократить расходы на регулярные перевозки, без которых функционирование отдельных объектов будет невозможно, кроется нечто большее.Представители компании-разработчика отмечают, что только для замены эксплуатируемых в России самолетов Ан-12 потребуется несколько десятков самолетов Ил-276. Если умножить количество перспективных бортов на количество перспективных заказчиков, то можно легко получить приблизительный результат.

«Если считать и зарубежных заказчиков с их потребностями в замене авиапарка, то есть возможность самолеты этого типа в различных версиях хорошо продавать уже на начальном этапе производства. И я сейчас не беру контракты на обслуживание, запчасти и все то, что потребуется в дальнейшем», - пояснил в интервью телеканалу «Звезда» авиационный инженер Николай Добродеев.Появления перспективной машины ожидают в ближайшее время: первый полет Ил-276 запланирован уже на 2023 год, а начало серийного производства планируется на 2026 год. Эксперты отмечают, что заложенные в новую машину решения и низкая стоимость эксплуатации обеспечивают проекту хорошие шансы на успех не только внутри страны, но и на международных рынках.

31 октября 2017 года большинство ведущих средства массовой информации опубликовали интервью с руководителем программы в ПАО «Ил» Игорем Бевзюком, в котором он заявил, что начало летных испытаний самолета с предварительным названием Ил-276 планируются на 2023 год. Что это за самолет и почему ему уделяется столько внимания будет рассмотрено в этой статье.

История создания самолета

В далеком 1959 году на Иркутском авиазаводе был запущен в серию разработки АНТК имени О. К. Антонова. Больше полувека этот неприхотливый трудяга участвовал во всех значимых событиях не только нашей страны, но и всего мира.

Он по праву считался лучшим транспортником планеты. Около шестидесяти этих самолетов до сих пор находятся в строю, а 46 на консервации. Но сроки эксплуатации морально устаревшего долгожителя не бесконечны. Разработка нового рампового транспортника стала со всей остротой.

Еще в 80-х годах в ОКБ Ильюшина начали прорабатывать прообраз будущего самолета, однако он ничем не выделялся среди аналогичных проектов КБ Туполева и Антонова.

Решено было отдать предпочтение созданию Ан-70. Но эти разработки зашли в тупик и пришлось возвратиться к концепции «Илюшина», особенно на фоне заинтересованности данной темой в Нью-Дели. В 2001 году подписали российско-индийский протокол о совместной разработке МТА (Multipurpose Transport Aircraft), так тогда назвали эту перспективную машину.

В планах было одновременное принятие ее на вооружение в России и Индии. В ходе работ выяснилось, что запросы, которые предъявляла индийская сторона, несли неоправданные риски. Совместная работа не сложилась, и индийцы вышли из проекта.

В 2014 году по заданию Министерства обороны ОКБ Илюшина начало работу над средним военно-транспортным самолетом исключительно по стандартам, принятых в РФ.

Эскизное проектирование Ил-276 начнется в декабре 2017 года. Под таким названием будут идти работы в КБ над новым самолетом. Не исключено, что готовое изделие получит другое наименование. В планах на 2026 год стоят поставки в войска первых экземпляров, а на 2023 испытательные полеты.

Планируемое применение ИЛ-276

Транспортный рамповый самолет Ил-276 создается для нужд Министерства обороны РФ. Слово в названии «рамповый» означает оснащение фюзеляжа механизированным люком в хвостовой части.

Крышка люка сможет опускаться до поверхности земли для загрузки крупногабаритных грузов и военной или гражданской техники. Специалисты считают, что до 80% перевозок в интересах ВС возьмет на себя именно Ил-276.

Использовать его планируется для:

  • десантирования частей ВДВ;
  • обеспечения боеприпасами, вооружениями и другими грузами войск в тылу врага;
  • обеспечения перемещений авиационных частей;
  • перевозки войск, вооружений, боеприпасов и других грузов МО;
  • эвакуации больных и раненых;
  • использования при спасательных мероприятиях;
  • помощи миротворцам.

Способность использовать грунтовые аэродромы сделает просто незаменимым эту модель для всех вышеперечисленных задач. Считается, что создаваемый самолет станет лучшим помощником в Арктике.

Платформу базовой модели Ил-276 собираются использовать для глубокой модернизации под разные нужды. И к требующимся сейчас 55-ти машинам для ВС России должны прибавиться импортные заказы.

Планируемые ТТХ Ил-276

Традиционно скомпонованный однофюзеляжный высокоплан с Т-образным хвостовым оперением с двумя двигателями.

Самолет будет иметь следующие тактико-технические характеристики:

  • Экипаж – 3(4) человека.
  • Грузоподъемность – до 20 т.
  • Длина самолета – 37,7 м (40,235 м).
  • Размах крыльев – 32,25 м (39,37 м).
  • Высота – 12,51 м.
  • Максимальный взлетный вес – 68 т (72 т).
  • Емкость внутренних топливных баков – 2,5 т.
  • Двигатели – 2 × ПС-90А-76
  • Тяга – 2 × 17400 кгс

Двигатели планируется разместить под крыльями. Первоначально планируется оснащать самолет двигателями для Ил-76 (ПС-90А-76), впоследствии планируется устанавливать ПД-14.

Разработку этих двигателей проводили при создании авиалайнера МС-21. Есть сведения, что после ПД-14 установят более мощную версию на основе газогенератора двигателя (ПД-18Р).

При разработке будут учтены и использованы все лучшие .

Это позволит добиться таких летных показателей:

  • Максимальная скорость – 870 км\ч.
  • Крейсерская скорость- 800 км\ч.
  • Дальность полета с максимальной загрузкой – 2000 км.
  • Перегоночная дальность – 7300 км.
  • Высотный потолок – 12000 м
  • Длина разбега для взлета – 1450 м.
  • Длина пробега при посадке – 1350 м.

Указанную в летных характеристиках скорость имеют самолеты с турбовинтовыми моторами. Она намного выше скорости Ан-12, что сокращает время доставки грузов и снижает себестоимость перевозок.

Кроме того, и стоимость эксплуатации создаваемого транспортника будет заметно ниже, чем у легендарного предшественника.

Особенности проектирования Ил-276

Являясь самым современно оснащенным предприятием, КБ Илюшина использует только современное цифровое проектирование. Это позволяет еще на этапе эскизного проекта учесть все нюансы конструкции, логистические пожелания и организацию производства.

Исправить ошибку в ходе такого проектирования стоит в 10 раз дешевле, чем при запуске в серию, в 100 раз дешевле, чем на этапе окончательного монтажа, и в 1000 раз дешевле обнаруженной при начале испытаний.

Особое внимание обращается на заданную стоимость и обеспечение оптимальной пропорции «цена-качество». Только такой принцип подхода позволит выиграть конкуренцию у китайских и бразильских производителей, которые уже сейчас предлагают экспертные образцы самолетов этого класса.

Кстати, размещать заказы по производству изделия Ил-276 намечается на предприятии “Авиастар” в Ульяновске, где сейчас выпускаются Ил-76МД-90А.

Новинку с такими характеристиками, способную занять нишу между небольшими транспортными самолетами и тяжеловозами типа Ил-76, очень ждут в армии.

Видео

Проект Ил-276 среднего военно-транспортного самолёта (СВТС) разрабатывает КБ Ильюшина по заказу Минобороны РФ. В конце 2017-го военно-промышленная комиссия утвердит тактико-техническое задание (ТТЗ)

Ил-276 - необходимая замена самолётам киевского КБ Антонова, российский парк Ан-12 требует полного вывода из эксплуатации к 2027 году. Общие характеристики нового СВТС: грузоподъёмность 20 т, дальность полётов с полной загрузкой 2 000 км, перегоночная 7 000 км. В проекте Ил-276 запланировано достаточно много инноваций. Данной программой будет решено несколько задач: перевооружение армии, импортозамещение, развитие научно-исследовательских институтов и авиационного промышленного комплекса страны. Сроки сжатые. Модель проекта Ил-276 должна начать лётные испытания в 2023 году, плановая доработка до 2025-го, поставки в войска намечены с 2026 года. Потребность 100 единиц.

Предыстория создания среднемагистрального военно-транспортного Ил-276

Первый полёт предшественника военно-транспортного самолете Ил-276, среднемагистрального советского транспортника Ан-12, состоялся в 1957 году, в эксплуатации самолёт с 1959 года. Киевское КБ Антонова всегда славилось неприхотливыми машинами с высокой грузоподъёмностью, авиаконструкторы брали на себя грандиозные обязательства и справлялись с ними, что не раз позволяло побеждать в советской конкуренции, а, следовательно, и в мировой. Эту ношу придётся нести самим, и в РФ сегодня нет выбора, КБ Антонова уже практически уничтожен. Оппонентами киевскому КБ всегда были Кб Ильюшина и КБ Туполева, побеждавшие в других соревнованиях, внесли не меньший вклад в становление СССР сверхдержавой.

Ан-12 до сих пор прекрасно справляется с боевыми задачами, в арсенале армии РФ таких 60, ещё 48 законсервированы. Замену Ан-12 ищут с конца 1980-х, на то время активно отреагировали на это 2 КБ, Антонова и Ильюшина, а к приходу 1990-х в СССР был выбран проект Ан-70. Разработка вначале 1990-х не ладилась, проект отложили. В РФ в 2001-м вернулись уже не к нему, а к проекту Ильюшина – совместная Российско-Индийская программа. Индийцы предоставили ТТЗ с большой степенью новизны и после этого совместный проект заморожен.

Политический кризис на Украине не оставил выбора и привел к идее абсолютно самостоятельного проектирования СВТС для армии РФ, и полного скорейшего замещения Ан-12. Могло бы быть иначе, в 2014-м завершалась проектировка Ан-70, совместная доработка его в дореволюционном государстве заняла бы 2-3 года, что помогло бы перевооружить Россию в 2018-2023 гг., теперь выпуск среднемагистральных среднетоннажных самолётов затянется на 5 лет. Благо, есть собственный аналогичный проект Ил-276, правда, им толком ещё не занимались.

class="eliadunit">

Основные характеристики проекта Ил-276

Обновлённый самолет Ил-276 обещает быть многоцелевым, соответствовать всем Российским стандартам, и стать лучшим в мире средним военно-транспортным самолётом. Первые эскизы появятся в декабре 2017-го. Проект Ил-276 для индийских ВВС внешне напоминает Ан-70 из-за одинаково поставленных задач и единой школы самолётостроения, за исключением двигателей, у российского проекта будут самые современные. После глубокой проработки, новому наименованию будут присваиваться другие индексы (буквы, цифры). Первая модель под другим обозначением появится вначале 2023 года, после трёхлетней плановой доводки начнутся поставки в ВВС РФ, в 2026 году.

Компоновка самолета Ил-276 останется традиционной, однофюзеляжный высокоплан, средний, между Ил-112 и Ил-76, крыло сверху с 2-мя двигателями под ними, верхнее оперение Т-образное. Требования военных сегодня: грузоподъёмность 20 т, высота полётов 12 км, взлёт и посадка с грунтовых полос до 2200 м, дальность полётов 2 тыс. км. с полной загрузкой и 7 тыс. км. перегоночная, простота конструкции и высокая ремонтопригодность, современная скорость 800 км/ч крейсерская (900 км/ч максимальная, в 1,5 больше Ан-12-го), унификация запчастей, погрузочно-разгрузочное оборудование, оборудование для десантирования, бортовые комплексы обороны БРЭО, централизованное программное управление, экономичность в производстве и эксплуатации.

Ил-276 конструктивно должен стать платформой для модификаций, чтобы в момент комплектации легко превращаться из военно-транспортного в разведывательный, спасательный, в госпиталь или штаб, топливозаправщик, а также в среднемагистральный гражданский самолёт, для нужд ВВС, МЧС и ВГФ.

Тактико-технические характеристики проекта Ил-276 до декабря 2017 года

  • Экипаж из 3-4 пилотов.
  • Грузоподъёмность до 20 т.
  • Длина самолёта 40,235 м.
  • Размах крыльев 39,37 м.
  • Взлётный вес 72 т.
  • Запас топлива 2,5 т.
  • Двигатели 2хПС90А-76, тягой 2х17400 кгс. в планах ОКБ Ильюшина установить на Ил-276 двигатель ПД-14, но пока его не будет, до проверки его качеств будет использоваться надёжный ПС-90А-76.

Ил-276 будет проектироваться на условиях синергизма, сечение фюзеляжа будет идентичным с Ил-76. Для собственных нужд требуется 100 таких самолётов разных модификаций, сегодня на мировом рынке спрос на 800 единиц этой техники. Мобильность и боеспособность войск с их появлением значительно вырастет. Производиться они будут на Ульяновском авиазаводе. Появление в ВВС РФ будет происходить с запаздыванием, придётся беречь старые Ан-12 и временно заменять недостающие Ил-276 другими самолётами, наверное, это будут Ил-76.

class="eliadunit">
Loading...Loading...